Все грани эквайринга

Эквайринг многолик. Все, что помогает людям платить, имеет право на существование – сошлись во мнении участники тематической “эквайринговой” сессии III Национального платёжного форума, состоявшегося в Москве в декабре.
27 Декабря 2015

Чисто субъективно, эквайринг воспринимается у нас по-разному. Торгово-“магазинный”, а также наземный эквайринг через банкоматы - давно стал признаком серьезного банковского бизнеса. Интернет-эквайринг – вещь практически полезная для покупок в сети или оплаты квартплаты. Мобильный эквайринг – сущность креативная, подходящая, например, для оплаты за такси или, скажем, за кофе. Когда его выпито уже столько, что клиенту становится не суть важно – куда, в какое именно устройство совать свою пластиковую карту. И дадут ли после этого кассовый чек.

Примерно по той же схеме развиваются события на конференциях по эквайрингу. Сначала спикеры вяло и скупо, - как бы чего-то опасаясь, - приводят некоторые данные по рынку. Чтобы затем неожиданно обрушить на аудиторию эскадроны мыслей по поводу дальнейшего его развития.

Эквайринг на глобусе

Между тем, по итогам прошлого года, оборот мирового рынка эквайринга во всех ипостасях составил более 23 трлн. долл. Его среднегодовой рост примерно 17% - по объему, и 12% - по количеству транзакций. Наиболее быстрыми темпами (с 2010 г. по 2014 г.) увеличился китайский эквайринг – примерно в 4 раза.

Святослав Гараль: оборот мирового эквайринга в 2014 г. составил 23 трлн. долл.
_gor2126.jpg
Источник: III Национальный платёжный форум

Российские обороты эквайринга за то же время удвоились, превысив по объему рынки Индии и Бразилии. Впрочем, все эти три страны, - даже взятые все вместе, - в разы уступают эквайрингу одного только Китая по абсолютной величине.

И это неудивительно. Поскольку азиатский рынок платежей - самый емкий и быстрорастущий. Обогнавший рынок Северной Америки, еще 7-8 лет назад считавшийся бесспорным лидером, – такие факты и цифры привел глава компании GoSwiff Святослав Гараль.

Емкость региональных рынков платежей
рынок платежей.jpg
Источник: GoSwiff, 2013

Эквайринговый рынок развитых стран – место для конкуренции множества игроков. Их опыт подсказывает, что основная часть доходов постепенно перераспределяется ближе к банку-эмитенту, притом, что издержки перемещаются, преимущественно, в сторону эквайера. Доходы МПС там на третьем, после эквайера и эмитента, месте. Впрочем, развитые рынки отличаются еще и тем, что на них немало других игроков, помимо упомянутых.

Экосистема развитой индустрии эквайринга
эккосистема.jpg
Источник: GoSwiff

Мобильный эквайринг

Еще одной приметой развитого рынка эквайринга является эквайринг мобильный. Он интересен уже хотя бы тем, что оценки емкости данного рынка бывают самые разные. “В 2014 г. оборот мобильного эквайринга составил более 40 млрд. долл. (данные только по Visa)”, - сообщил Святослав Гараль. Число мобильных терминалов mPOS с нынешних 4-5 млн. должно возрасти до 26 млн. к 2020 г. К тому же сроку ожидается, что порядка 70% представителей американского СМБ будут их иметь.

Мобильный эквайринг в цифрах

Источник: GoSwiff

Важно отметить, что mPOS набирает обороты и в крупном бизнесе. Так, у нас, в страховании его используют такие компании как СОГАЗ, в доставке – СПСР, DHL и др., рассказал г-н Гараль.

Новости из-за рубежа

МПС делают сегодня акцент на экстенсивные показатели – на увеличение количества точек приема. “Северная Америка и, в частности, США, радуют нас тем, что переходят на приемные устройства, обслуживающие чип. Встречный тренд наблюдается и в деле эмиссии карт с микропроцессорами. По ряду причин, данный регион отставал по этой части от остального мира”, – рассказал глава департамента компании Visa Андрей Вылегжанин.

Чем больше функций у платежного инструмента, тем он привлекательнее. По части технологий, грядет токенизация вкупе с мобилизацией и в сочетании с бесконтактной NFC. Что уже используется, скажем, в ApplePay, запущенной в прошлом году для iPhone 6 и пр. “Если ваш iPhone куплен за границей, то с его помощью можно сразу оплатить по ApplePay через терминал Visa – например в кафе Starbucks. Апгрейда не потребуется”, – поделился спикер. К чему можно добавить, что перепрошивка тут все равно, наверняка, потребуется: если вы захотите не только платить айфоном за кофе, но еще и звонить.

Наземный эквайринг постепенно “переползает” в электронную и мобильную коммерцию. Заведя платежные данные в гаджет, можно оплачивать товары и услуги в самых разных ситуациях. Например, на гребне волны, не прерывая серфинга – как в рекламном ролике Visa. Не все эти опции доступны в России. Зато привязать карту, допустим, к порталу госуслуг уже можно. “Сам недавно попробовал – получилось”, – поделился опытом интернет-серфинга Андрей Вылегжанин.

Расширение идет сейчас и в сферы, обделенные ранее вниманием крупных игроков. Проникновению в малый бизнес способствуют сегодня пеймент-фасилитаторы (payment facilitators). Берущие на себя обслуживание небольших клиентов, не приносящих ощутимого дохода для традиционных эквайеров.

Российские тренды

“Сегодня мы работаем примерно со 170 банками. Непрофильные услуги, вроде эквайринга, банки стремятся отдать на аутсорсинг, – рассказал руководитель блока продаж и маркетинга компании UCS Владимир Кононов. – На рынке сократился демпинг. Что является позитивным трендом. Пока он заметен лишь на сегменте массового бизнеса. Крупные игроки нередко предлагают клиентам эквайринг в пакете банковских услуг. Часто – ниже себестоимости”.

С другой стороны, небанковским эквайерам, привыкшим конкурировать преимущественно по цене, было бы неплохо научиться оказанию дополнительных сервисов – считает коммерческий директор компании Моби.Деньги Наиля Замашкина. Разница тут может быть аналогична различию между классической картой и картой премиум, с поправкой на специфику B2B.

Конкретным примером возможного обогащения спектра услуг могут стать отчеты эквайера, встроенные в учетно-управленческую систему заказчика. В частности - отчеты по конверсии.

С третей стороны, длинный хвост из возможных сервисов и дополнительных услуг надо уметь поджимать так, чтобы не выйти за разумную себестоимость. Интересны в этом плане те допуслуги, которые можно оказывать на том же, основном оборудовании. Например - автоматизировать программы лояльности для клиента.

“Не удаются примерно 5% транзакций. Недоступность эмитента – причина редкая. Наиболее частые причины – недостаточно средств и неправильный пин-код. Вместе с тем, после добавления защиты пин-кодом, у нас возросла и сумма транзакций в 4-4,5 раза, – поделился статистикой мобильного эквайринга компании PayMe гендиректор Владимир Канин. – Из последних транзакций мы заметили, что кредитных карт у населения стало больше (относительно дебетовых). Два года назад их было 15%. Сейчас – 40%”.

Владимир Канин: кредитных карт стало больше
_gor2283.jpg
Источник: III Национальный платёжный форум

“Очевидно, что кредитовой картой чаще расплачиваются тогда, когда нету других средств”, – предположил спикер. Что следует, наверное, учитывать тогда, когда разговор заходит про рекордные проценты проникновения пластика в массы. Ведь в отсутствии денег в кошельке, кредитной картой могут пользоваться по принципу: на безрыбье и рак – рыба.

То, что прием пластика поднимает товарооборот, поняли сегодня почти все. Потребительское кредитование – одна из причин. Всякий раз, когда торгово-сервисные предприятия жалуются на эквайринг, на его дороговизну и качество, стоит задать себе вопрос - а могут ли они сегодня от него отказаться без ущерба продажам?

Нажим неуместен

Помимо всего прочего, эксперименты в таких странах как Австралия показали, что административно-волевое снижение стоимости транзакций никак не отражается на отпускных ценах розницы. Параллельно с этим, стартует процесс изыскания банками иных, обходных способов поднять карточную маржу. Теряется стимул к развитию. “Выигравших от такого административного регулирования нет”, - считает г-н Вылегжанин.

В ряде стран подобные меры по ограничению размера интерчейнджа применяют, но обычно ограниченно – преимущественно, к дебетовым картам.

“Текущий объем рынка мирового e-commerce – 1,5 трлн. долл., причем в России в прошлом году он составил 20 млрд. долл. Это порядка 3% от оборота российского ритейла”, – сообщил исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Примерно пятая часть покупателей в данном сегменте использует свои мобильные устройства для выбора и сравнения товаров. По прошлому году, доля безналичных оплат составила 35% в общем объеме (25% из них - оплата “пластиком”).

Откуда можно попробовать сделать вывод о том, что потенциал естественного роста для эквайринга в РФ есть. Чему сейчас мешает нестабильная работа платежных сервисов, сложности с бухгалтерским оформлением, высокие ставки за эквайринг – считает спикер.

Ближе к кассе

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" активно трансформируется в сторону интернета, куда скоро станет нужно передавать данные по пробитым чекам. Подобной трансформации N 54-ФЗ многие ждут и в другую сторону - навстречу безналичным платежам. Учитывать которые на порядок проще кэша (взять, хотя бы, НСПК, мимо которой сегодня в этой сфере мышь не проскочит). Карт в стране давно выдано больше, чем живет людей. Чего никак не скажешь про терминалы, тем более - работающие.

Сделать безнал в рознице не факультативным, а обязательными, хотели бы многие. Это случилось для тех точек, оборот которых за год превышает 60 млн. руб. Хотя здесь и возникает побочный вопрос о том, что на практике терминалы предоставляет и устанавливает эквайер – часто, за свой счет. Так, в частности, поступают многие банки. Следовательно, прагматического плана вопрос в том – кого именно обязали? Точно – ритейлеров?

Ряд мобильных эквайеров пошел другим путем. Они начали относительно недорого продавать терминалы, иногда – в комплекте с телефоном и всем прочим, позволяющим мерчанту приступить к работе почти сразу. Что позволяет избежать типичной для всякого рада “обязаловки” ситуации, вроде терминал – есть, операций по нему – нет.

Мышление и реальность

Итак, другая школа мысли подталкивает нас к предположению о том, что радикальное упрощение процедуры “отерминаливания” торгового эквайринга могло быть дать эффект не хуже, чем что-то вменить ритейлу в обязанность механически, путем соответствующей правки Закона 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и т.п.

Особенно это так, если речь идет про “малую” торговлю. Тут данную мысль можно развить и дополнить до того, что СМБ, не принимающие наличные, должны бы, по идее, получать льготы. Уже хотя бы потому, что оборот купюр и монет обходится экономике в копеечку.

Сюда же примыкает прогрессивная идея про бесконтактные платежи, а также об электронно-безбумажном чеке. Которая так и застряла у нас на стадии пилота – видимо, надолго. Хотя освобождение малого бизнеса от необходимости приобретать и обслуживать кассовые аппараты – это мера, заслуживающая того, чтобы быть вписанной золотыми буквами в какую-нибудь программу его господдержки. Или, как вариант, - в программу поддержки инноваций. Тех, которые без непременно бумажного чека, выданного покупателю прямо в руки, попадают в некую сомнительно-серую зону.

Важным аспектом работы с малым бизнесом по mPOS является безопасность, в частности, потенциальная возможность фрода со стороны мелкого торговца. Небольшие компании вводят для СМБ систему лимитов. Такие крупные компании как UCS - прописывают в стандартах обязательность посещения клиентским менеджером новой торговой точки.

Причем, данные вопросы тоже еще только подлежат законодательному урегулированию. Часто эквайер точно знает мошенников – чуть ли не в лицо. Однако если фрод прошел по зарубежной карте, то требуемого правоохранительными органами заявления можно ждать от иностранца слишком долго – рассказали участники Форума.

Обсуждаемой темой сегодня является подход вроде “эквайринга в коробке”. Эффективность подобного подхода уже была продемонстрирован не только PayMe и другими мобильными эквайерами, но и отдельными банками, вручавшими предпринимателям пластиковую карту одновременно с открытием расчетного счета. Торговая выручка за день может поступать на нее на следующее утро. Что дает оперативность и свободу действий, столь ценимую малым бизнесом.

Впрочем, основная масса отечественных кредитных организаций выжидает того момента, когда будет устранен некий смысловой разрыв между строгостью, с которой следят за кассой и расчетным счетом, и мобильно-электронными вольностями. Отечественное законодательство настроено сегодня явно в пользу тех, кто продает и обслуживает печатающую технику. Если наш катающийся серфингист вдруг захочет заплатить, то ему, строго говоря, следует убедиться, что рядом с ним, - на гребне волны, - установлен фискальный аппарат, выдающий чеки в руки.

Источник: SotniBankov.ru
Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~wKxEX
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top