Как могут измениться валютные ограничения для граждан РФ с 2018 года

19 Октября 2017

17 октября 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу направлен разработанный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (173-ФЗ).

Более года назад Министерством финансов РФ уже был подготовлен законопроект, изменяющий отдельные положения валютного законодательства, но до настоящего времени он находился на рассмотрении и не был принят. Теперь новый законопроект, предложенный Правительством, фактически заменяет ранее выдвинутый проект Минфина. Тем не менее, основные идеи предыдущего проекта отражены в новом документе.

Сразу после опубликования сведений о планируемых изменениях в валютном законодательстве во многих российских СМИ появилась информация, где с восторгом освещалось предстоящее снятие валютных ограничений, либерализация требований к операциям и ослабление валютного контроля. При этом некоторые СМИ не совсем корректно излагали факты, касающиеся данного законопроекта. К сожалению, многие из них принципиально не поняли, что именно изменяется, но все же разместили свои новости и даже что-то вроде аналитических статей, которые могут вводить читателей в заблуждение.

Так как текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы, любое заинтересованное лицо имеет возможность с ним ознакомиться и лично разобраться с вероятными изменениями валютного законодательства.

В первую очередь необходимо отметить, что главное изменение валютного законодательства, заложенное в данном проекте, в таком же виде присутствовало в первой и последующей редакциях, ранее предложенных Минфином. Законопроектом предлагается признать валютными резидентами всех граждан России.

Если в соответствии с действующим в настоящее время законодательством валютными нерезидентами являются граждане РФ, непрерывно проживающие более одного года за пределами России, то в случае принятия нового законопроекта для граждан РФ не будет исключений – все они признаются валютными резидентами независимо от страны проживания.

Одновременно с этим законопроектом принципиально разделяются требования к гражданам РФ, проживающим на территории РФ более 183 дней в году, и гражданам, находящимся в РФ менее 183 дней в году. Граждане, большую часть года пребывающие вне территории России, освобождаются от отдельных требований валютного законодательства.

Чтобы оценить изменения, предусмотренные законопроектом, необходимо рассмотреть, каким образом изменения законодательства повлияет на различные категории российских граждан.

1-я категория: граждане РФ, проживающие за пределами России более 183 дней в году.

Разделим эту категорию на две подкатегории:

Категория 1.1: граждане РФ, постоянно проживающие за границей более одного года и не бывающие на территории России.

Если согласно действующему в настоящее время российскому валютному законодательству такие граждане являются валютными нерезидентами и могут не учитывать его требования при осуществлении любых денежных расчетов и иных валютных операций, то новым законопроектом они признаются валютными резидентами и должны соблюдать российское валютное законодательство.

При этом они освобождаются от соблюдения следующих требований валютного законодательства:

- соблюдение порядка открытия счетов в иностранных банках в части необходимости уведомления об этом российских налоговых органов;

- ограничение видов операций, разрешенных к проведению по счетам в иностранных банках;

- предоставление ежегодной отчетности об операциях по счетам в иностранных банках перед российскими налоговыми органами;

- запрет расчетов между резидентами, пребывающими за пределами РФ более 183 дней в году.

Необходимо отметить, что в настоящее время граждане, относящиеся к этой категории, и так освобождены от необходимости соблюдения перечисленных требований, поскольку являются валютными нерезидентами. Таким образом, для этой категории граждан новый законопроект не приносит чего-либо положительного.

Что же касается отрицательной стороны данного законопроекта для граждан, постоянно проживающих за границей, то следует отметить следующее. Для этой категории граждан новым законопроектом с учетом признания их резидентами предусматривается только исключение требований к операциям по счетам в иностранных банках (статья 12) и расчетам между такими же гражданами (статья 9), которые они и сейчас согласно действующим правилам не должны соблюдать. А все прочие требования валютного законодательства теперь становятся для них обязательными.

В качестве примера можно упомянуть статью 14 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в которой изложены права и обязанности резидентов при совершении валютных операций. Ранее мы уже обсуждали одну из обязанностей резидентов, невыполнение которой может привести к нарушению валютного законодательства. И теперь граждане, постоянно и непрерывно проживающие за границей, должны выполнять изложенные в законе обязанности резидентов.

Также можно выделить следующую теоретическую типовую ситуацию. Допустим, гражданин Иванов, постоянно проживающий за рубежом, продает автотранспорт или недвижимость, имеющиеся у него за пределами России. Если он получит деньги от продажи от покупателя - иностранца, не имеющего российского гражданства, то проблем не возникнет. Но если сделка проводится с другим российским гражданином, то Иванову необходимо убедиться, что он имеет право получить деньги от этого покупателя, то есть что тот не проводит в РФ более 183 дней в году. Ведь валютная операция в соответствии с новым законопроектом является в данной ситуации разрешенной между гражданами РФ только при их проживании более 183 дней вне пределов РФ. В противном случае согласно КоАП Иванову грозит штраф от 75 до 100 процентов от суммы операции. Но убедиться в том, что покупатель - гражданин РФ проживает более 183 дней в году за границей России, довольно затруднительно, а порой просто невозможно. Необходимо учесть, что при действующем в настоящее время законодательстве гражданин Иванов является валютным нерезидентом и может свободно проводить описанную операцию без рисков нарушения законов. Данный подход, заложенный в законопроекте, при осторожном и внимательном соблюдении российского валютного законодательства может способствовать фактическому прекращению каких-либо финансовых операций между гражданами РФ, проживающими за границей.

То есть для данной категории граждан новый законопроект не способствует либерализации и снижению регулирования, а, наоборот, ведет к повышению требований и ответственности.

Сложность заключается также в том, что на граждан РФ, постоянно и непрерывно проживающих много лет за границей и имеющих, возможно, с детства гражданство другой страны, после принятия законопроекта будут возложены обязанности не только тщательного изучения требований российского валютного законодательства, но и постоянного отслеживания его дальнейших изменений. С учетом особенностей жизни за границей этой категории граждан РФ, которые могут даже не иметь российских паспортов и не владеть достаточными знаниями русского языка, а также с учетом высокой сложности российского валютного законодательства это представляется довольно непростой и сомнительной в реализации задачей.

Категория 1.2: граждане РФ, постоянно проживающие за границей (более 183 дней в году), но периодически бывающие на территории РФ.

Для данной категории граждан новый законопроект приносит некоторые позитивные изменения. Несмотря на то, что они могут много лет постоянно проживать за границей, каждый их приезд в РФ хотя бы на один день российские контролирующие органы на основе существующей в настоящее время интерпретации валютного законодательства считают потерей статуса валютного нерезидента. То есть после каждого приезда в Россию такой гражданин на ближайший год считается валютным резидентом, полностью обязанным соблюдать российское валютное законодательство.

Следует учесть, что проживать на территории иностранного государства и одновременно соблюдать существующие в настоящее время требования российского валютного законодательства к резидентам довольно затруднительно и часто практически невозможно. Поэтому многие из таких граждан часто нарушают требования валютного законодательства. Большинство из них делают это неосознанно, так как из-за сложности и запутанности положений закона они просто не знают о существующих требованиях. Некоторые граждане знают требования, но иногда из-за отсутствия иных путей сознательно идут на нарушение валютного законодательства в надежде, что об этом никто не узнает.

Следует отметить, что с вступлением с 01.01.2018 в силу международных договоров об обмене финансовой (налоговой) информацией многие такие нарушения могут быть обнаружены российскими налоговыми органами. Но вместе с этим необходимо учесть, что предоставление информации в российские налоговые органы предполагается только по налоговым резидентам РФ, а граждане, пребывающие большую часть года за границей, являются, как правило, налоговыми резидентами тех стран, где они проживают.

И все же новый законопроект открывает перед данной категорией граждан РФ возможность спокойно посещать Россию, пребывая на ее территории менее 183 дней в году. И при этом они освобождаются от всех тех требований валютного законодательства, от которых будут освобождены и граждане РФ, непрерывно проживающие за границей. Одновременно с этим они столкнутся и с теми же проблемами при соблюдении валютного законодательства, перейдя теперь в статус валютного резидента, которые коснутся категории 1.1 граждан, и о которых сказано выше.

2-я категория: граждане РФ, более 183 дней в году проживающие на территории РФ.

Для данной категории граждан законопроект предусматривает некоторое расширение перечня разрешенных операций по счету в иностранном банке, которые в настоящее время являются запрещенными. Проектом предлагается разрешить зачисление на счета в иностранных банках денежных средств от продажи резидентом РФ транспортных средств и объектов недвижимости, находящихся за пределами России. При этом к такой недвижимости предъявляются требования в части ее нахождения на территории государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, которое присоединилось к соглашению об обмене финансовой информацией или имеет соответствующее соглашение с РФ, а счет продавца этой недвижимости должен находиться на территории такого же государства.

Таким образом, законопроект дает возможность гражданам РФ, проживающим в России более 183 дней в году, имеющим за границей недвижимость, воздушные, водные, автодорожные и иные транспортные средства, получать деньги от их продажи на свои счета в иностранных банках, что в настоящее время запрещено.

Кроме этого, в валютное законодательство планируется введение поправки, позволяющей рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории России, что действующим законодательством пока не разрешается.

Дополнительно к этому на счета в иностранных банках предполагается разрешить зачисление возврата налогов, ранее уплаченных резидентом.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- законопроект существенно усложняет финансовую жизнь граждан РФ, проживающих постоянно и непрерывно за границей и не въезжающих на территорию России более одного года (категория 1.1);

- законопроект позволяет в ряде случаев избежать нарушений законодательства РФ при проведении валютных операций для граждан РФ, проживающих за границей более 183 дней в году и периодически въезжающих на территорию России (категория 1.2);

- законопроект расширяет возможности граждан РФ, постоянно (не менее 183 дней в году) проживающих в РФ, в первую очередь, в части получения на свои счета в иностранных банках денег за продаваемые за границей транспортные средства и недвижимость.

Дополнительно необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, как и в большинстве СМИ, осветивших данную тему, сказано об исключении из закона требования о предоставлении физическим лицом российскому банку при первом переводе денежных средств на собственный счет в иностранном банке уведомления налогового органа об открытии этого счета. В тексте самого законопроекта, размещенном на сайте Госдумы, пока ничего не говорится об отмене данного требования.

В случае принятия законопроекта он должен вступить в силу с 1 января 2018 года. При этом граждане РФ, находящиеся в 2017 году за пределами РФ более 183 дней, будут отнесены к 1-й категории, то есть освобождены от обязанности соблюдения отдельных требований валютного законодательства.

По оценке экспертов, российское валютное законодательство имеет довольно сложную форму, и его соблюдение гражданами, постоянно проживающими за пределами РФ, далеко не всегда легко или даже вообще возможно обеспечить. Даже большинство банковских сотрудников, специализирующихся на выполнении функций валютного контроля, полноценно не знают все нюансы валютного законодательства. Стоит ли говорить о том, что обычные люди, далекие в своей жизни от финансового законодательства, способны разобраться в валютном законодательстве и обеспечить его соблюдение.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он разрабатывался, в том числе, с целью устранения избыточных обременений для физических лиц и упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

По результатам изучения и анализа законопроекта напрашивается вопрос: если государство не планирует контролировать финансовые операции граждан, проживающих более 183 дней в году за границей, для чего нужно их признавать валютными резидентами РФ, и хоть и не чрезмерно, но все-таки ограничивать в возможности свободного проведения валютных операций? Ведь если принцип разграничения граждан на категории с проживанием более или менее 183 дней за пределами РФ вводится в законодательство, то почему же не проще было бы не относить всех граждан к валютным резидентам, а просто изменить понятие валютного резидента и определить его статус, как гражданина РФ, проживающего в России более 183 дней в году? А тех, кто проживает большей частью за границей (более 183 дней в году), признать валютными нерезидентами. Это позволило бы не усложнять жизнь миллионов граждан РФ, проживающих за пределами России.

Граждане РФ, которые в течение многих лет непрерывно проживают за границей и даже изредка посещают своих родственников в РФ или отдыхают, например, на черноморском побережье России, в соответствии с действующим законодательством РФ не являются налоговыми резидентами РФ и не обязаны платить в России налоги со своих иностранных доходов. Остается непонятным, для чего ограничивать проведение финансовых операций этих граждан, заставлять отчитываться и обременять их иными требованиями, если эти операции никак не связаны с Россией. Этому вопросу трудно найти логическое объяснение. Новый законопроект частично устраняет эти требования, но все же закрепление за такими гражданами статуса валютного резидента оставляет на них часть требований и обязывает соблюдать определенные ограничения, содержащиеся в российском валютном законодательстве.

Однако можно допустить, что цель признания всех граждан РФ валютными резидентами заключается в чем-то ином, и мы сможем увидеть и оценить ее в дальнейшем при будущих изменениях российского законодательства.

Источник: SotniBankov.ru

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~GJKgi
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top