Валютные резиденты: новые изменения в валютном законодательстве

20 Февраля 2017
Валютные резиденты: новые изменения в валютном законодательстве

На портале нормативных правовых актов появилась новая версия законопроекта, вносящего изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Напомним, что в сентябре 2016 года Минфин предложил изменить часть принципиальных положений валютного законодательства. Главное изменение в проекте Минфина заключалось в признании всех граждан РФ валютными резидентами вне зависимости от страны их проживания и случаев посещения России. После бурной реакции рынка на новый законопроект в СМИ появилась информация, что Минфин внесет в свой проект существенные корректировки. Результатом явилось появление доработанной версии законопроекта. На портале нормативных правовых актов уже содержится положительное заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия от 08 февраля 2017 года в отношении данного законопроекта.

Главное новшество предыдущей редакции законопроекта в новой его версии осталось неизменным: валютными резидентами признаются все граждане РФ. Это означает, что на всех граждан РФ независимо от страны их проживания возлагается обязанность соблюдения российского валютного законодательства. Такая норма принципиально меняет действующее в настоящее время основное правило, когда граждане РФ, проживающие за пределами России более 1 года и не въезжающие на ее территорию, полностью освобождаются от исполнения требований валютного законодательства РФ при совершении операций за границей.

Одновременно с этим в часть 8 статьи 12, регламентирующей порядок использования резидентами счетов в банках, расположенных за пределами РФ, внесены изменения, определяющие разделение резидентов на две группы в зависимости от срока их пребывания за пределами территории РФ.

Граждане РФ – валютные резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года составил не более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом году.

Всех граждан РФ, входящих в эту группу, то есть проживающих на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, касаются следующие основные предлагаемые законопроектом изменения в валютном законодательстве:

  • При осуществлении резидентом перевода денежных средств со своего счета в российском банке на счет в банке, расположенном за пределами территории РФ, уполномоченный российский банк обязан в день получения от своего клиента распоряжения на перевод направить в налоговые органы запрос в электронной форме об уведомлении резидентом налогового органа об открытии данного счета в иностранном банке. Срок направления ответа налоговых органов на запрос банка устанавливается в пределах одного дня со дня направления запроса банком. Банк имеет право проводить указанный платеж своего клиента только после получения от налоговых органов ответа, подтверждающего факт уведомления резидентом налогового органа об открытии счета в иностранном банке, или в тех случаях, когда в установленный срок (один день) от налоговых органов не получен ответ на запрос. Если же банком ранее уже было получен ответ налоговых органов о подтверждении факта уведомления об открытии счета, то повторный запрос при проведении операций данного клиента не направляется (изменение части 4 статьи 12).  

В настоящее время для перевода денежных средств со своего счета в российском банке на счет, открытый в банке за пределами территории РФ, клиенту достаточно предъявить банку копию уведомления об открытии указанного счета с отметкой налогового органа, свидетельствующей о получении уведомления. Новые правила, предусмотренные законопроектом, упрощают процедуру предоставления клиентом документов в банк, особенно в тех случаях, когда клиент направлял в налоговый орган уведомление об открытии счета по электронным каналам связи, но могут увеличить сроки проведения платежа, в том числе в ситуациях, когда по каким-либо причинам банк на свой запрос получит из налоговых органов ответ, содержащий неверные сведения.

  • Снятие запрета на зачисление на счет, открытый в иностранном банке, расположенном на территории государства – члена ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) или ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), денежных средств, полученных от нерезидента при продаже ему по договору купли-продажи транспортного средства, находящегося в собственности физического лица за пределами РФ (дополнение п. 5.1 статьи 12).
  • Снятие запрета на зачисление на счет в иностранном банке денежных средств от продажи нерезиденту недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ, при условии, что эта недвижимость и банк, в котором открыт счет, находятся на территории государства – члена ОЭСР или ФАТФ, и данное государство присоединилось к многостороннему Соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией (дополнение п. 5.1 статьи 12).
  • Снятие ограничений на осуществление валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с проведением платежей со счета в иностранном банке (изменения в абзаце 2 части 6 статьи 12).
  • Введение обязанности уведомления налоговых органов о своих счетах в иностранных банках «не позднее одного месяца с 1 января календарного года, следующего за истекшим календарным годом» (введение п. 8.1 статьи 12).

Введение данной обязанности на ежегодной основе фактически дублирует требования к резидентам, содержащиеся в части 2 статьи 12, где сказано о необходимости уведомления об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов в течение одного календарного месяца после соответствующих действий.

  • Наделение уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) права запрашивать у резидента документы, подтверждающие совершение операций по счетам в иностранных банках, расположенных на территориях государств – членов ОЭСР или ФАТФ (дополнение части 4 статьи 23).

При этом о правах уполномоченных банков запрашивать документы об операциях по счетам в иностранных банках, расположенных на территориях стран, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, в законопроекте ничего не сказано.

Граждане РФ – валютные резиденты, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года составил более 183 дней независимо от количества въездов в Россию в этом году.

Для таких физических лиц законопроектом устанавливаются следующие исключения:

  • Снятие запрета на проведение валютных операций между резидентами, которые совершаются за пределами территории РФ (дополнение пункта 25 в часть 1 статьи 9).
  • Отсутствие необходимости уведомления налоговых органов об открытии, закрытии, изменении реквизитов счета в иностранном банке в течение одного месяца после соответствующих действий (изменение пункта 8 статьи 12).
  • Отсутствие обязанности ежегодного (в течение одного месяца после окончания отчетного года) уведомления налоговых органов о своих счетах в иностранных банках, а также предоставления отчетов о движении денежных средств по этим счетам (дополнение пункта 8.1 в статью 12).
  • Отсутствие у уполномоченного банка необходимости направлять в налоговые органы запрос о подтверждении факта уведомления резидентом налогового органа об открытии счета в иностранном банке (изменение части 4 статьи 12).
  • Отсутствие ограничений на проведение любых валютных операций по счетам в банках, расположенных за пределами территории РФ (изменение пункта 8 статьи 12).

Правда, при прочтении текста нового пункта 8.1 статьи 12 в предложенной редакции могут возникнуть разночтения в той части, которая касается отсутствия у физических лиц, находящихся на территории РФ менее 183 дней в году, обязанности предоставления налоговым органам отчетов о движении денежных средств на счетах, так как непонятно относится ли это требование ко всем резидентам или только к тем, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в году.

При этом в части 2 статьи 12, в которой говорится об обязанности резидентов уведомлять налоговые органы об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов в иностранных банках не позднее одного месяца со дня указанных событий, вносится изменение, исключающее эту обязанность для случаев, установленных пунктом 8.1 статьи 12. Но пункт 8.1 статьи 12 содержит только одно условие, которое может быть отнесено к таким случаям, и это условие как раз, наоборот, касается резидентов, срок пребывания которых за пределами территории РФ составляет менее 183 дней, то есть для граждан, проживающих в России.

При этом изменения, внесенные в часть 8 статьи 12, однозначно исключают применение всех требований к порядку открытия счетов, проведению по ним операций и предоставлению отчетов о движении денежных средств для граждан РФ, которые пребывают за пределами РФ более 183 дней в течение календарного года.

В завершающей части законопроекта на граждан РФ, не являющихся валютными резидентами по состоянию на 31 декабря 2017 года, возлагается обязанность уведомления налоговых органов об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов в иностранных банках не позднее 1 марта 2018 года без указания периода, за который составляется данный отчет. Это требование сохранилось из предыдущей редакции законопроекта. Но далее в новой версии законопроекта сказано, что данная обязанность не распространяется на граждан РФ, которые в течение 2017 года пребывали за пределами РФ в совокупности более 183 дней вне зависимости от количества въездов в РФ, а также в случаях, если счета в иностранных банках были закрыты по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Несколько странно в законопроекте выглядит сочетание требований уведомления о счетах, предъявляемое к нерезидентам, которое в то же время исключается для граждан, пребывающих за границей более 183 дней в году. Дело здесь в том, что граждане РФ, пребывающие за пределами России менее 183 дней в году, по действующему в настоящее время законодательству не могут считаться валютными нерезидентами. Более того, они не считаются валютными нерезидентами и в том случае, если они хоть один день в году пребывали на территории РФ. В связи с этим изложенное выше требование к гражданам РФ, не являющимся резидентами, содержащееся в законопроекте, при внимательном его изучении представляется излишним.

Таким образом, пока в представленной редакции законопроекта присутствует некоторое несоответствие требований, которое, видимо, в дальнейшем должно быть устранено.

При этом следует отметить, что в законопроекте отсутствует алгоритм определения срока пребывания граждан РФ за пределами территории РФ. Если расчет указанного срока будет производиться по аналогии с принципами определения статуса налогового резидента, когда последний календарный год, за который считается период нахождения вне территории РФ, рассчитывается от текущей даты, а впоследствии окончательно определяется за отчетный год (с 01 января по 31 декабря), то ситуация может быть вполне понятной и прогнозируемой.

Но если определение указанного срока предполагается только за отчетный период (с 01 января по 31 декабря каждого года), то возникнет множество трудных вопросов. Ведь к гражданину РФ, проживающему за границей обычно более 183 дней в году, в первой половине года могут быть предъявлены такие же требования, как к резиденту, пребывающему вне территории РФ менее 183 дней в году, так как заранее невозможно определить, где именно будет пребывать резидент оставшийся период года.

В целом, новая редакция законопроекта хотя и содержит некоторые несоответствия в тексте, все же учитывает ряд факторов, которые не были предусмотрены в первоначальной версии. Для граждан, постоянно проживающих за пределами территории РФ и изредка приезжающих в Россию, соблюдение требований валютного законодательства может стать гораздо проще. В то же время для добропорядочных граждан, не нарушающих валютное законодательство, которые большей частью пребывают на территории РФ, существенных дополнительных сложностей при проведении валютных операций возникнуть не должно. Но все это только в том случае, если после доработки и принятия данного законопроекта в дальнейшем на основе принятого решения о признании всех граждан РФ валютными резидентами не возникнут новые законотворческие инициативы, направленные на ужесточение валютного или налогового законодательства. 

Источник: SotniBankov.ru

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~ajQX0

Обсуждения

  • viola1255
    Добрый день!
    1.В прессе все время говорят о гражданах России. Но совершенно не понятно почему иностранных граждан с ВНЖ в РФ отнесли в категорию валютных резидентов?! Причем, если иностранец годами живет в РФ с РВП (разрешение на временное проживание) или работает по патенту, то никаких ограничений операциям и обязанностей по отчету о своих счетах за пределами РФ нет. В чем логика?!
    2.Если считать, что основная цель закона о валютном контроле - полнота уплаты налогов, то как быть такой категории физических лиц, которые находятся в РФ более 183 дней и по общему правилу должны как бы быть налоговыми резидентами РФ, но в силу того, что в странах не совпадают критерии определения налогового резидента, они являются налоговыми резидентами страны своего постоянного проживания. Это на прямую относится к иностранцам, которые по каким-то обстоятельствам временно живут в России. У них часто и доходов на территории РФ нет. Например, члены семьи сотрудников-иностранцев, которые работают в российских компаниях. И у иностранцев как правило открыты счета и денежные средства за пределами РФ формировались исторически ранее, до получения ВНЖ в РФ, и средства не перечислялись из РФ. Так им еще и предусмотрены ограничения по операциям!
    3. В стране моего постоянного проживания очень большая российская диаспора, очень много пожилых и пенсионеров. Семьи разделены после развала страны на две страны. О валютном резиденте даже и не слышали никогда! Поверте! !Ясно, что пожилая бабушка, приехав к дочке в РФ, не будет считать 183 пребывания, да и приболеть может и придется остаться подольше. А пенсия ей зачисляется на счет в иностранном банке, она же постоянно живет не в РФ. Как вы считаете, бабушка пойдет (и сможет ли!) сообщать о своем счете за пределами РФ и сдавать отчет о движении средств?! Она даже не налогоплательщик!
    4.закон крайне сложен, архаичен, процедуры не продуманы, в современную жизнь не вписывается, разобраться самостоятельно практически не возможно. Сотрудники налоговых органов плохо ориентируются в ситуации (сами говорят: помогли бы, но не знаем!). Нет никакой официальной (от лица ФНС) разъяснительной работы в прессе - все, что могут рассказать это о штрафах.
    5. Предлагаемые поправки не решают вопрос в принципе - система должна быть очень простой, и только тогда физические лица смогут выполнить требование закона (условно говоря, разработчикам нужно рассчитывать уровень бабушки, а не юриста). Самое простое- приравнять статус налогового резидента и валютного резидента т.е. убрать понятие валютный резидент). И убрать беготню (даже электронно) с уведомлениями: открыто/закрыто/изменение реквизитов.
    Заранее спасибо! Может мои комментарии будут полезными. Виола
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top