Система внутреннего контроля в коммерческом банке: современные проблемы

13 Июня 2016
Система внутреннего контроля в коммерческом банке: современные проблемы

В настоящее время банковский сектор испытывает трудности вследствие сложной экономической обстановки в стране. Только с начала 2016 года лишились лицензий уже более 40 кредитных организаций. В таких условиях все большую значимость в банках приобретает эффективность системы внутреннего контроля.

Построение системы внутреннего контроля (СВК) в российских банках идет путем попытки переложить Центральным Банком РФ опыт зарубежных стран на местные условия работы. Организация СВК была предложена Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) почти двадцать лет назад.

Центральный Банк РФ в своем стремлении максимально приблизить требования к системе внутреннего банковского контроля к рекомендациям БКБН ставит кредитные организации перед решением порой непосильных задач. Ведь построение серьезной системы внутрибанковского контроля стоит кредитным организациям немалых финансовых затрат. Такая система должна охватывать все нуждающиеся в надзоре сферы банковской деятельности и иметь в своем составе высококвалифицированных специалистов, постоянно поддерживающих свои знания в актуальном состоянии.

С другой стороны, отсутствие полноценного внутреннего контроля может довести банк до критической ситуации отзыва лицензии. Поэтому банки вынуждены балансировать на грани и максимально стараться исполнять требования ЦБ в части внутреннего контроля, сдерживая при этом свои затраты на создание и поддержание СВК в разумных пределах.

Немаловажную роль в принятии решения о построении системы внутрибанковского контроля играет величина кредитной организации. Некрупные банки не могут позволить себе содержать большой штат сотрудников внутреннего контроля. Однако указания и рекомендации Банка России (БР) вынуждают кредитные организации вновь и вновь увеличивать штат контролирующих подразделений. Таким образом, принцип рациональности системы внутреннего контроля, рекомендованный БКБН, превращается в небольших банках в наличие номинальных служб и сотрудников в соответствии с требованиями нормативных документов БР. А порой возникает ситуация, когда контролирующих и руководящих работников в банке больше, чем тех, кого они контролируют.

Поддержание минимального количества работников контролирующих подразделений приводит, в свою очередь, к увеличению нагрузки по проверкам банковских бизнес-процессов на одного сотрудника. А это зачастую вызывает сложности, в том числе и по причине ограниченности времени для осуществления таких проверок. Тем более процесс должен быть построен таким образом, что после проведенной проверки необходимо убедиться в исполнении рекомендаций контролирующих служб и устранении выявленных нарушений. Кроме всего этого, в обязанности сотрудников внутренних контролирующих подразделений, как правило, входит также сопровождение внешних проверок кредитной организации.

Большинство кредитных организаций содержат контролирующие внутренние службы только из-за обязательности их наличия. При этом собственники и руководители банков могут воспринимать работу таких служб как преграду на пути проведения нужных им операций. Или же временами может складываться ситуация, когда сотрудники контролирующих подразделений превращаются в создателей схем таких операций для обхода пристального внимания и вопросов к ним со стороны ЦБ.

Что же касается уровня знаний сотрудников служб внутреннего контроля, здесь все тоже довольно сложно. Даже небольшое количество операций в некрупном банке не сокращает количество проверок по всем направлениям деятельности и не избавляет сотрудников подразделений внутреннего контроля от необходимости иметь достаточно обширные знания. Высококвалифицированных специалистов с большой базой знаний и наличием необходимого опыта работы во внутреннем контроле банка найти сейчас непросто, к тому же такой специалист будет стоить весьма дорого. Можно, конечно же, постепенно обучать своих сотрудников для получения и наращивания ими необходимых знаний, если на этом не экономятся средства банка. Этому могут способствовать обучающие мероприятия БР.

Сотрудники БР проводят семинары и лекции на темы вводимых изменений в нормативной базе. Только, как показывает практика, в первые месяцы после выхода новых нормативных актов на семинарах просто зачитываются отдельные пункты, часто с указанием на то, что банки будут решать эти вопросы самостоятельно, и круг замыкается. Для разъяснения информации или обмена опытом можно выйти на связь с коллегами из других банков на форумах или пообщаться на тех же семинарах. Есть еще возможность направлять запросы в БР, однако ответы на них можно ожидать долго, а в ответе в первых строках увидеть фразу «Банк России не дает разъяснений». Таким образом, сотрудники подразделений внутреннего контроля вынуждены преодолевать еще и подобные препятствия и проблемы.

Банки, однако, стараются изыскивать альтернативные возможности для получения в свои службы внутреннего контроля компетентных сотрудников. Но здесь все тоже не так просто. Перевести в СВК опытного и надежного специалиста из числа работников другого подразделения банка нельзя, так как «служащие службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях кредитной организации, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение двенадцати месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций» в соответствии с Положением Банка России об организации внутреннего контроля № 242-П.

Альтернативным вариантом может послужить прием в службу внутреннего контроля квалифицированного сотрудника с опытом работы в кредитной организации с ныне отозванной лицензией. Но тогда ждите предупредительного письма из БР о репутационном риске для банка.

Чтобы избежать таких проблем, необходимо подбирать сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и опытом, из других работающих банков, то есть фактически перекупать специалистов, что чревато увеличением расходов на организацию контроля.

Таким образом, получение банками квалифицированных сотрудников внутренних контролирующих служб также связано со многими проблемами.

Иногда при организации системы внутреннего контроля банки допускают серьезные ошибки. Порой создается соблазн использовать контролеров в роли исполнителей с целью сокращения затрат на содержание дополнительных работников. Ведь контролеры должны лучше знать, как и что делать, чем работники подконтрольных им подразделений. Зачем, например, содержать отдельных методологов, когда можно объединить проверку и создание внутрибанковских положений. Другая сторона проблемы – когда в небольших банках ситуация складывается таким образом, что проведение внутренних проверок силами СВК возможно только на самом примитивном уровне. И тогда для проведения проверок привлекаются сотрудники подразделений-исполнителей, чья деятельность и проверяется. Снова складывается сложная и опасная ситуация.

Для создания в банке технологии полноценного и всеохватывающего контроля необходимо предусмотреть наличие профессиональных и эффективных специалистов по контролю и методологии, обеспечить проведение обучения работников контрольных подразделений на постоянной основе, включение в состав совета директоров или наблюдательного совета независимых директоров, создание или приобретение современных автоматизированных средств контроля и многое другое. Дополнительные расходы на обеспечение наличия и функционирования всех этих звеньев и процедур внутреннего контроля косвенно ложатся на клиентов кредитных организаций. Таким образом, все вышеперечисленное приводит к непропорциональной нагрузке на крупные и мелкие банки, и, как следствие, к увеличению шансов на выживание у более крупных конкурентов на банковском рынке.

Задачей цикла наших статей является привлечение внимания всех заинтересованных лиц к проблемам данного характера. В серии статей будут рассмотрены проблемы подразделений внутреннего контроля и варианты их решения, а также ошибки банков в этом направлении и рекомендации по их предотвращению. Кроме того, будет продемонстрирован опыт российских банков в области применения рационального подхода к построению и обеспечению функционирования системы внутреннего контроля.


Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~asjnv
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top