Как банки разделят по лицензиям

5 Декабря 2016
Как банки разделят по лицензиям

2 декабря 2016 года на государственном портале законопроектов размещен разработанный Министерством финансов проект изменений в законодательство, касающееся деятельности коммерческих банков.

Новый проект предусматривает внесение двух основных изменений в законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации…» и «О микрофинансовой деятельности…», одно из которых является принципиальным и может оказать существенное влияние на банковский рынок РФ, а другое не такое заметное, но достаточно важное для банков.

Сначала рассмотрим первое изменение, давно обсуждаемое в банковском сообществе. В ходе банковских конференций и других мероприятий представители ЦБ РФ неоднократно высказывали свои версии этого изменения, но в качестве официального документа, предлагаемого Министерством финансов для корректировки законодательства, такой проект появился впервые.

Новый законопроект предусматривает разделение банков на две группы: банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией.

Универсальная лицензия позволяет банку осуществлять те же операции, которые он имеет право проводить сейчас, то есть для банков с универсальной лицензией каких-либо значительных изменений не предполагается.

Деятельность банка с базовой лицензией в соответствии с проектом закона имеет ряд ограничений. Перечислим основные из них:

1. Размещение привлеченных и собственных денежных средств только валютным резидентам РФ.

В настоящее время валютными резидентами РФ являются:

- физические лица – граждане РФ, за исключением постоянно или временно проживающих в иностранном государстве не менее одного года,

- постоянно проживающие в РФ иностранные граждане и лица без гражданства,

- российские юридические лица и их подразделения, расположенные за пределами территории РФ,

- дипломатические представительства, учреждения и субъекты РФ.

Напомним, что в сентябре 2016 года Минфин вынес на обсуждение законопроект, в соответствии с которым все граждане РФ независимо от места проживания признаются валютными резидентами.

Ограничение круга заемщиков банков с базовой лицензией только валютными резидентами означает, что такие банки не смогут кредитовать иностранных юридических и физических лиц, а также размещать депозиты в иностранных банках.

2. Кредитование только малых и средних предприятий.

Законопроект не позволяет банкам с базовой лицензией кредитовать юридических лиц, не признаваемых малыми и средними предприятиями согласно Федеральному закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом максимальный объем доходов для отнесения предприятий к разряду средних установлен в 2016 году на уровне 2 млрд рублей в год, для малых предприятий – 800 млн рублей в год. Среднесписочная численность работников среднего предприятия не может превышать 250 человек, для малого предприятия – не более 100 человек. Помимо изложенных, в законе № 209-ФЗ имеется ряд других условий для отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Если заемщик банка с базовой лицензией перестает отвечать критериям отнесения к малым и средним предприятиям, то банк может продолжать его обслуживание в течение периода не более 5 лет с момента его исключения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В этом случае возникает ряд вопросов:

- При заключении, например, договора кредитной линии с лимитом задолженности может ли данный договор быть пролонгирован в изложенных условиях в рамках 5-летнего периода?

- При заключении кредитного договора с погашением основного долга в конце срока может ли данный договор быть пролонгирован в течение указанных 5 лет?

- Если кредитный договор заключен на срок более 5 лет (хотя на российском финансовом рынке такое бывает нечасто), как быть банку по истечении 5 лет, предусмотренных законопроектом?

При этом в законопроекте сказано, что банк с базовой лицензией может участвовать в предоставлении кредитов юридическим лицам – валютным резидентам совместно с другими кредиторами (синдицированные займы). И в данном случае не конкретизировано, что эти юридические лица должны быть обязательно средними или малыми предприятиями, из чего можно сделать вывод, что в данных случаях банк может участвовать в кредитовании крупных клиентов.

3. Совершение операций только с ограниченным перечнем ценных бумаг.

Банки с базовой лицензией могут проводить операции только с ценными бумагами, включенными в котировальный список первого (высшего) уровня ПАО «Московская биржа», а также операции с иными ценными бумагами, требования к которым устанавливаются Банком России.

Возможно, в дальнейшем ЦБ РФ будут введены дополнительные нормативные акты, связанные с данным ограничением, так как при ознакомлении с проектом закона возникает вопрос, как действовать банку с базовой лицензией, если ценные бумаги определенного эмитента, купленные банком ранее, вышли из котировального списка первого уровня, если, как сказано в законопроекте, операции и сделки с ценными бумагами, не входящими в данный список, запрещены. Ведь к операциям и сделкам с ценными бумагами относится и их продажа. А в условиях, изложенных в существующей редакции законопроекта, банк с базовой лицензией не имеет возможности совершать любые операции и сделки с иными ценными бумагами, в том числе он не сможет продать ранее приобретенные ценные бумаги, которые вышли из списка первого уровня.

Необходимо отметить, что данное ограничение совершения операций с ценными бумагами по какой-то причине включено инициатором законопроекта в ст. 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Указанная статья в действующей редакции содержит обобщенные требования к банкам по обеспечению финансовой надежности кредитной организации, среди которых обязанности банков создавать резервы на возможные потери, соблюдать обязательные нормативы, создавать системы управления рисками и капиталом, внутреннего контроля, разрабатывать планы восстановления финансовой устойчивости и ряд других требований. Внесение ограничений на совершение банками операций с конкретными видами ценных бумаг именно в статью 24 Федерального закона представляется несколько нелогичным.

4. Размещение драгоценных металлов ограниченному кругу лиц.

Как и в случае предоставления денежных кредитов, банки с базовой лицензией могут размещать драгоценные металлы только субъектам малого и среднего предпринимательства, кредитным организациям и физическим лицам, являющимся валютными резидентами РФ.

5. Запрет на открытие счетов в иностранных банках.

Банкам с базовой лицензией не разрешается открывать корреспондентские счета в иностранных банках, за исключением случаев участия в иностранных платежных системах.

6. Выдача гарантий и поручительств только определенным лицам.

Банк с базовой лицензией может выдавать гарантии и поручительства только валютным резидентам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, физическими лицами или кредитными организациями.

7. Лизинговые операции с ограниченным кругом контрагентов.

Банк с базовой лицензией может осуществлять лизинговые операции только с ограниченным кругом лиц по аналогии с кредитными операциями.

8. Запрет на открытие иностранных подразделений.

Банки с базовой лицензией не могут создавать на территории иностранного государства филиалы или иметь дочерние организации.

В соответствии с законопроектом для вновь регистрируемых банков универсальная лицензия выдается при размере уставного капитала не менее 1 млрд рублей, базовая лицензия – от 300 млн рублей.

Для действующих кредитных организаций требования немного мягче, для них речь идет не об уставном, а о собственном капитале.

Минимальный размер собственного капитала для банка с универсальной лицензией устанавливается на уровне 1 млрд рублей, а для банка с базовой лицензией - 300 млн рублей.

В случае принятия данного законопроекта после вступления закона в силу все кредитные организации, имеющие в настоящее время статус банка, считаются банками с универсальной лицензией. Если капитал банка по состоянию на 1 января 2018 года менее 1 млрд рублей, но не менее 300 млн рублей, то для продолжения своей деятельности банк должен до 1 января 2019 года получить базовую лицензию или изменить статус на небанковскую кредитную организацию либо микрофинансовую компанию. Если же в дальнейшем собственный капитал банка с базовой лицензией снизился ниже 300 млн рублей, то банк обязан сменить статус на небанковскую кредитную организацию или микрофинансовую компанию с одновременным аннулированием лицензии на осуществление банковских операций.

В законопроекте предусмотрены случаи, когда банк с базовой лицензией может ходатайствовать о получении универсальной лицензии (при обязательном условии увеличения размера собственного капитала более 1 млрд рублей), а также, когда банк с универсальной лицензией должен получить статус банка с базовой лицензией.

Банк, получивший взамен универсальной базовую лицензию или сменивший статус на небанковскую кредитную организацию, может продолжать совершение операций, предусмотренных только универсальной лицензией, до прекращения действия договоров, заключенных до вступления закона в силу, но не более пяти лет с момента вступления его в силу и без увеличения обязательств по таким договорам.

Если банк с универсальной лицензией получает базовую лицензию, то он имеет право снова получить универсальную лицензию не ранее чем через два года после получения базовой лицензии.

При этом в проекте предусмотрено, что при увеличении капитала банка с базовой лицензией до 3 млрд рублей (если банк не будет ходатайствовать о получении универсальной лицензии при достижении капитала величины 1 млрд рублей) банк обязан соблюдать все требования Банка России для банков с универсальной лицензией.

Этим же законопроектом предусмотрено расширение случаев, в результате которых Банком России отзывается лицензия на осуществление банковских операций, в части несоблюдения сроков и порядка изменения статуса банка в соответствии с требованиями, изложенными в проекте закона.

Также законопроект содержит ряд других изменений в законодательстве, касающемся деятельности кредитных и микрофинансовых организаций.

Другое важное изменение в закон «О банках и банковской деятельности» касается выдачи банковских гарантий. Новым законопроектом выдача банковских гарантий исключается из перечня банковских операций и переносится в перечень прочих сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации.

Возможно, это сделано в связи с тем, что инициатором законопроекта предполагается, что в дальнейшем банковские гарантии смогут выдавать не только банки. Это мы еще сможем узнать в недалеком будущем.

Но уже сейчас для банков при таком кажущемся совсем незначительном изменении, которое содержит законопроект, могут возникнуть определенные налоговые риски, либо потенциально может быть увеличено налогообложение банковских операций.

Дело здесь в том, что в соответствии с Налоговым кодексом банковские операции не подлежат налогообложению НДС, исключением являются только услуги инкассации. В ст. 149 Налогового кодекса среди банковских операций, не облагаемых НДС, содержится выдача банковских гарантий. Если же выдача банковских гарантий будет отнесена к прочим операциям кредитных организаций, то существует вероятность последующего изменения Налогового кодекса с исключением операций с гарантиями из освобожденных от НДС.

Это может привести к удорожанию банковских услуг для клиентов – юридических лиц, пользующихся банковскими гарантиями (если банки, конечно, не примут на себя этот дополнительный расход, ухудшив свой финансовый результат), что, в свою очередь, отразится на конечных потребителях продуктов или услуг этих предприятий.

Что же касается разделения банков на две группы, предусмотренного законопроектом, то можно спрогнозировать, что на универсальные лицензии смогут претендовать около 300 российских коммерческих банков, собственный капитал которых превышает 1 млрд рублей, базовыми лицензиями придется довольствоваться порядка 260 банкам, а некоторые банки, если они не поднимут свой капитал до минимального уровня, могут лишиться статуса банка и перейти в разряд небанковской кредитной организации или микрофинансовой компании либо дождаться отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

В результате принятия нового законопроекта около половины всех действующих на территории России банков не смогут кредитовать крупные и государственные предприятия, выдавать им гарантии и проводить с ними лизинговые операции. Одновременно с этим у них не будет возможности развивать международный бизнес, и резко упадет конкурентоспособность при обслуживании внешнеэкономической деятельности своих клиентов, так как банки вынуждены будут работать только через корреспондентские счета в иностранной валюте, открытые в российских банках с универсальной лицензией, а тарифы на обслуживание у них гораздо выше, чем у иностранных банков. Такие банки не смогут кредитовать иностранные компании, физических лиц – валютных нерезидентов, а также размещать денежные средства в иностранных банках. При всем этом у таких банков не будет возможности свободно вкладывать ресурсы в любые ценные бумаги, так как они будут ограничены только котировальным списком первого уровня, который может не обеспечивать достаточно высокой доходности.

Таким образом, конкурентоспособность в развитии клиентского бизнеса половины банков, расположенных на территории РФ, будет существенно снижена по сравнению с другой половиной банков, которые смогут продолжать работать в прежнем формате, и переток клиентов из небольших в крупные банки, который отчетливо наблюдается в последнее время, продолжится еще более быстрыми темпами.

Одновременно с этим необходимо также отметить, что ограничение небольших банков в проведении операций с определенными категориями клиентов, такими как иностранные компании (среди которых могут встречаться оффшорные компании), либо с отдельными видами ценных бумаг (которые могли бы быть использованы для проведения схемных операций), могут способствовать очищению отдельных банков от сомнительных схем и повышению прозрачности их бизнеса. Хотя на практике, как можно наблюдать в течение последних двух лет, аналогичные проблемы с прозрачностью бизнеса и сомнительными операциями, только в гораздо большем масштабе, встречаются и у других банков, обладающих капиталом более 1 млрд рублей. И если Банк России еще отозвал лицензии не у всех таких банков, то в скором времени в соответствии с новым законопроектом они получат универсальные лицензии, позволяющие им по-прежнему работать со всем спектром банковских операций и с любыми категориями клиентов.

Отдельно стоит сказать о том, какие выгоды взамен потерь в перечне разрешенных операций и конкурентоспособности будут обеспечены небольшим банкам, которые получат базовые лицензии. Ранее представителями ЦБ РФ при обсуждении грядущих изменений в разделении банков по видам лицензий неоднократно озвучивалось, что те банки, которые не пройдут в группу универсальных банков, смогут рассчитывать на значительное ослабление контроля над их деятельностью, упрощение отчетности и смягчение нормативных требований.

Законопроект о разделении банков по видам лицензий уже вынесен на обсуждение, а каких-либо конкретных предложений о преимуществах, которые могут получить банки с базовой лицензией пока не появлялось. Видимо, такие преимущества нужно будет уже ждать от Банка России в его нормативных документах после принятия данного законопроекта.

В настоящее время все банки обременены огромным количеством требований по отчетности и соблюдению множества нормативов и параметров. Остается надеяться, что для банков с базовой лицензией будет сделано реальное и существенное смягчение этих требований, сопоставимое с потерями банков за счет ограничения их операций.

Вполне возможно, данный законопроект претерпит еще значительные изменения. Мы будем внимательно следить за ними и сообщать о ходе рассмотрения законопроекта.

Источник: SotniBankov.ru

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~bP6KS
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

							
USD Банк России
22.06.2017 60.0000 1.4214
23.06.2017 60.1482 0.1482
EUR Банк России
22.06.2017 66.7980 1.477
23.06.2017 67.1495 0.3515
USD биржа
22.06.2017 23:19 59.9725 -0.35
EUR биржа
22.06.2017 23:19 66.8900 -0.47
Индекс MICEX
22.06.2017 18:41 1863.4200 12.61
Курс нефти
22.06.2017 23:19 45.2100 0.43
Все события
Опубликовать статью
    
Защита от автоматических сообщений

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top