Закон о разделении банков по лицензиям принят окончательно

2 Мая 2017
Закон о разделении банков по лицензиям принят окончательно

Сегодня Президент РФ В. Путин подписал закон о разделении российских банков по видам лицензий. Данный документ был ранее принят в трех чтениях Госдумой, одобрен Советом Федерации и вносит изменения в законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

В процессе рассмотрения этого законопроекта Госдумой неоднократно менялись принципиальные его положения, текст несколько раз существенно корректировался, а итоговое содержание принятого закона имеет значительные отличия от первоначальной версии законопроекта.

Основная идея закона – разделение видов банковских лицензий на универсальные и базовые – сохранилась в первоначальном виде. Универсальную лицензию может получить существующий банк, имеющий собственный капитал с 1 января 2018 года не менее 1 млрд рублей, а базовую лицензию – банк с минимальным капиталом 300 млн рублей. При регистрации новых банков аналогичные требования применяются в отношении уставного капитала банка.

В соответствии с новым законом банк с универсальной лицензией имеет право осуществлять все виды банковских операций, а банку с базовой лицензией установлены отдельные ограничения, основными из которых являются:

1. Выдача кредитов и иное размещение денежных средств, а также предоставление банковских гарантий (в том числе приобретение прав требования, лизинговые операции и выдача поручительств) не могут производиться иностранным юридическим лицам и другим иностранным организациям, а также физическим лицам, «личным законом которых является право иностранного государства».

В прежних версиях законопроекта предполагалось гораздо более жесткое ограничение в виде возможности банка с базовой лицензией предоставлять кредиты и банковские гарантии только субъектам малого и среднего предпринимательства, физическим лицам, являющимся валютными резидентами РФ, или лицам, пребывающим либо проживающим в России.

Требования по ограничению возможного круга предприятий и организаций, которые могут кредитоваться и получать гарантии банка с базовой лицензией, в итоговой редакции закона существенно ослаблены, а в отношении физических лиц введено понятие, которое ранее весьма нечасто применялось в российской банковской практике. В соответствии со статьей 1195 Гражданского кодекса РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданином которой он является. В любых обстоятельствах для гражданина РФ, даже в случае если он дополнительно имеет другое гражданство, личным законом является российское право. На основании положений указанной статьи ГК РФ лицами, личным законом которых считается российское право, кроме граждан РФ, являются также граждане других стран и лица без гражданства, имеющие место жительства в России.

Таким образом, банк с базовой лицензией может кредитовать только тех физических лиц, которые представят в банк российский паспорт, или других лиц, предъявивших документ, свидетельствующий о проживании на территории РФ.

2. Операции по привлечению во вклады и размещение драгоценных металлов не могут осуществляться с иностранными юридическими лицами и другими организациями, а также с физлицами, не имеющими российского гражданства или места жительства на территории РФ.

3. Запрещается открытие счетов в иностранных банках, кроме случаев открытия счетов для участия в иностранной платежной системе.

Это означает не только то, что при наличии у банка с базовой лицензией активов в иностранной валюте, он не имеет права размещать их в иностранных банках, но и то, что такой банк не сможет проводить прямые расчеты через иностранные банки при обслуживании внешнеэкономической деятельности своих российских клиентов, а будет вынужден пользоваться услугами российских банков с универсальной лицензией. Введение такого посредника может замедлить проведение расчетов и повысить их стоимость для клиентов банка, что негативно повлияет на конкурентоспособность банка с базовой лицензией при оказании комплекса услуг по сопровождению внешнеэкономической деятельности российских предприятий.

4. Размещение привлеченных средств клиентов может осуществляться только в такие ценные бумаги, которые включены в котировальный список первого уровня организатора торгов, долей в котором владеет Банк России, а также в иные ценные бумаги, определенные нормативными актами ЦБ РФ.

5. Запрещается создание банками с базовой лицензией филиалов, представительств и дочерних организаций на территории иностранных государств.

Настоящий закон вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования. Все кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление банковской деятельности на день вступления в силу нового закона, признаются банками с универсальной лицензией. Все банковские лицензии, полученные до вступления в силу данного закона, продолжают действовать до момента получения кредитными организациями новых лицензий.

Если собственный капитал банка на 1 января 2018 года составит менее 1 млрд рублей, но не менее 300 млн рублей, то для дальнейшего ведения своей банковской деятельности он должен в соответствии с установленным ЦБ РФ порядком не позднее 1 января 2019 года получить статус банка с базовой лицензией. При этом банк имеет право отказаться от базовой лицензии и поменять статус на небанковскую кредитную организацию или микрофинансовую компанию с прекращением действия банковской лицензии.

После смены статуса банка с универсальной лицензией на статус банка с базовой лицензией банк имеет право продолжать проведение операций, не разрешенных для банка с базовой лицензией, при исполнении договоров, заключенных до смены статуса банка. Это право предусмотрено только до истечения срока указанных договоров, но не более пяти лет с даты получения банком нового статуса. Что касается кредитных договоров, то право совершения операций с целью их исполнения ограничивается первоначально установленным сроком данных договоров. При этом первоначально установленные договором сумма и срок не могут быть изменены. Аналогичные права и требования определены и для банков, изменивших статус на небанковскую кредитную организацию.

Банк, сменивший статус на банк с базовой лицензией либо небанковскую кредитную организацию, должен обеспечить расторжение договора корреспондентского счета с иностранным банком не позднее одного года с даты получения нового статуса, кроме случаев, когда корреспондентский счет открыт банком для участия в иностранной платежной системе.

Банк с величиной собственного капитала не менее 1 млрд рублей может продолжать работать с универсальной лицензией либо получить базовую лицензию. Но даже имея статус банка с базовой лицензией и соблюдая соответствующие ограничения в видах проводимых операций, при увеличении капитала до 3 млрд рублей и более банк обязан полностью соблюдать требования Банка России, установленные для банков с универсальной лицензией.

Кроме этого, закон содержит ряд конкретных требований, указывающих в каких именно случаях банки обязаны изменить свой статус, а также устанавливает сроки и порядок действий банков при изменении их статусов и видов лицензий, многие из которых включены в закон из первой редакции законопроекта. При этом закон корректирует (с учетом других внесенных изменений) основания, по которым Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, а также вносит ряд других изменений в законодательство РФ.

Одновременно с этим в законе предусмотрены требования в отношении минимального капитала небанковских кредитных организаций, который установлен в размере 90 млн рублей, а для небанковской кредитной организации – центрального контрагента в сумме 300 млн рублей. Также в законе содержатся условия получения микрофинансовой компанией и небанковской кредитной организацией статуса банка.

Ранее неоднократно анонсировалось, что ограничение перечня разрешенных банковских операций для банков с базовой лицензией будет сопровождаться существенным ослаблением регулятивных, нормативных и иных требований. Что касается ограничений деятельности таких банков, закон содержит исчерпывающую информацию, а по поводу преимуществ, которые могут получить банки с базовой лицензией, в законе сказано не так много. В частности, можно выделит следующие изменения:

1. Из перечня раскрываемой регулярно информации об органах управления и деятельности кредитной организации для банков с базовой лицензией исключена обязанность раскрытия неограниченному кругу лиц на своих интернет-сайтах информации о финансовых инструментах, включаемых в расчет капитала банка, в том числе об условиях выпуска, сроках погашения, конвертации, обо всех операциях и изменениях указанных инструментов.

Необходимо отметить, что банки с капиталом менее 1 млрд рублей вообще крайне редко выпускают субординированные облигации и пользуются подобными финансовыми инструментами. Поэтому данное условие не может заинтересовать подавляющее большинство, если не все небольшие банки.

2. Из перечня раскрываемой информации для банков с базовой лицензией исключено требование раскрытия сведений о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом.

Данное требование к кредитным организациям существует уже более трех лет. За прошедшее время банковские специалисты разработали методику и вполне освоили процесс составления данного сегмента отчетности, который уже не требует слишком больших усилий и временных затрат. Поскольку отчетность банков предусматривает регулярное предоставление более 80 отчетных форм, то исключение одного из требований, видимо, не станет существенным облегчением деятельности банков с базовой лицензией.

3. Исключение требования о назначении в банке с базовой лицензией руководителя службы внутреннего контроля с разрешением исполнения его обязанностей руководителем службы управления рисками.

4. Внесение изменения в положение законодательства, в соответствии с которым нормативы обязательных резервов могут различаться в зависимости от видов лицензии, то есть для банков с универсальной лицензией устанавливаются единые нормативы обязательных резервов, точно так же для всех банков с базовой лицензией, и для всех небанковских кредитных организаций. Такое же изменение внесено в части коэффициента усреднения обязательных резервов. При этом нормативы обязательных резервов для банков с базовой лицензией не могут быть выше, чем нормативы для банков с универсальной лицензией.

Аналогичные положения присутствуют в действующей редакции закона «О Центральном банке РФ (Банке России)». Изменение связано с разделением банков по видам лицензий, ранее оно касалось только банков и небанковских кредитных организаций. Следует отметить, что в законе не сказано о том, что нормативы обязательных резервов для банков, имеющих базовую лицензию, должны быть ниже, чем для банков с универсальной лицензией.

5. Для банков с базовой лицензией максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных между собой заемщиков устанавливается в размере 20% от капитала банка. При этом отмечено, что для банков с базовой лицензией ЦБ РФ может определять особенности расчета данного размера риска.

В настоящее время максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных между собой заемщиков для всех банков установлен на уровне 25% от величины капитала. Снижение указанного максимального размера означает еще одно ужесточение требований к банкам с базовой лицензией, а вовсе не их ослабление.

6. За Банком России закреплено право в зависимости от видов лицензий кредитных организаций устанавливать различные нормативы и методики их расчета, а также разные особенности системы оценки экономического положения кредитных организаций.

По результатам анализа нового закона можно сформировать вывод о том, что значительных ослаблений регулирования в отношении банков с базовой лицензией законодательно не введено. Возможно, в дальнейшем Банком России будут предприняты дополнительные меры в этом направлении. Ведь лишение возможности осуществлять ряд банковских операций, потенциальная потеря части клиентской базы и снижение конкурентоспособности банков, которые будут ограничены базовой лицензией, должны быть компенсированы какими-то ощутимыми для них преимуществами.

Источник: SotniBankov.ru

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~STBa4
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

							
USD Банк России
21.09.2017 58.1290 0.0297
EUR Банк России
21.09.2017 69.7664 0.0879
USD биржа
20.09.2017 23:48 58.1300 0.0025
EUR биржа
20.09.2017 23:48 69.1300 -0.5925
Индекс MICEX
20.09.2017 18:41 2055.7500 6.76
Курс нефти
21.09.2017 04:04 56.1400 -0.04
Все события
Опубликовать статью
    
Защита от автоматических сообщений

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top