Легко ли быть банкиром?
До недавнего времени профессия банковского служащего – банкира была одной из самых востребованных на рынке труда, и для этого имелись все предпосылки: многие учебные заведения готовили специалистов данного профиля, большое количество банковских и иных кредитных учреждений обеспечивали достаточное число рабочих мест для дальнейшей самореализации. Прибыльная деятельность банковского сектора позволяла банкам держать зарплаты своих сотрудников на высоком уровне.
С началом активного отзыва Банком России лицензий у кредитных организаций ситуация в корне изменилась. Банкиры массово лишаются своих рабочих мест. Кризисное состояние экономики, в том числе вводимые санкции, снижение доходов граждан и предприятий стагнируют полноценную банковскую деятельность, в результате чего сокращаются доходы и самих банковских служащих.
В общем виде банковский работник - это собирательный образ. В связи с тем, что банк – это универсальный финансовый институт, обслуживающий клиентов по самым различным направлениям, каждому из которых соответствует отдельное подразделение внутри банка, к категории банкиров можно отнести работающих в банке: экономистов, юристов, трейдеров, оценщиков, аналитиков, кассиров, бухгалтеров, рекламщиков, сотрудников безопасности, менеджеров различного уровня и т. д. В каждом подразделении предъявляются свои требования к личным качествам сотрудника, а также уровню его профессиональной подготовки. Некоторым отделам подходят узкоспециализированные кадры, в других же требуется знание специфики всех сфер банковской деятельности.
К общим качествам банковского служащего можно отнести:
- хорошие аналитические способности (необходимы для работы в большинстве подразделений);
- коммуникативные навыки (особенно актуальны для подразделений, напрямую взаимодействующих с клиентами);
- внимание к деталям/мелочам (необходимо для работы в любом подразделении, так как большая часть работы связана с различного рода документами и расчетами на их основе);
- ответственность. Это качество можно назвать самым главным. Здесь речь идет не только об ответственности перед вышестоящим начальством, а, в первую очередь, перед клиентами банка за сохранность и правильную работу с доверенными ими активами. Это и ответственность за дальнейшую работу банка, ведь неверно отраженные данные в любых отчетных документах могут создать банку огромные проблемы вплоть до отзыва лицензии, кроме того, предусмотрены уголовная ответственность и штраф за искажение отчетных данных;
- исполнительность. Не вовремя проведенная по поручению клиента операция может стоить клиенту крупных сумм денег, например, из-за изменения курса валют или штрафов из-за несвоевременно отправленного контрагенту платежа;
- умение ориентироваться в стрессовых ситуациях также немаловажно для банковских работников.
Привлекательными сторонами данной профессии являются:
- перспективы карьерного роста. Это связано с тем, что каждое подразделение банка имеет многоуровневую структуру, которая может включать несколько звеньев: департамент, управление, сектор, отдел и пр., а в каждом из этих звеньев, как правило, имеется своя иерархия должностей. При наличии определенных личных качеств и хороших результатов работы можно легко и быстро продвигаться по карьерной лестнице;
- возможность работы в нескольких подразделениях для расширения кругозора. В некоторых банках практикуется приоритетное замещение вакантной должности в каком-либо из подразделений своими сотрудниками. То есть, если Вам захочется поработать в ином подразделении, то при наличии вакансии в нем и хороших рекомендаций от руководства Вашего действующего подразделения, преимущество будет отдано Вам;
- в некоторых банках для своих сотрудников предусмотрены корпоративные программы в виде бесплатного обучения иностранному языку (в основном, характерно для банков с иностранным участием), бесплатного ДМС (добровольного медицинского страхования), льготных кредитов и т.д.
Безусловно, как и у любой другой профессии, у профессии банкира есть и свои нюансы:
- это ответственная работа. И мы уже об этом говорили. Цена ошибки банковского работника в отличие от многих других профессий часто может быть очень высока. Работа в любом подразделении банка требует от сотрудников максимум внимания, ответственности, собранности и к тому же готовности работать сверхурочно;
- во всех кредитных организациях предусмотрен дресс-код (особенно это касается подразделений, работающих с клиентами). Это означает, что Вы не можете явиться на работу в иной, не соответствующей дресс-коду одежде, пусть даже она удобнее для Вас;
- уголовная ответственность за нарушение банковской тайны. Понятие «банковская тайна» включает в себя находящуюся в распоряжении кредитной организации любую информацию о клиентах, их счетах, а также совершаемых операциях. Если такая информация каким-либо образом стала известна третьим лицам (за исключением уполномоченных органов в предусмотренных законодательством случаях), ответственный за ее разглашение сотрудник может быть привлечен к административной или уголовной ответственности;
- работа в типично банковских подразделениях порой затрудняет дальнейшую работу в организациях иного профиля;
- зачастую в рабочем графике банковского служащего много ненормированных рабочих дней;
- руководящие работники банка с отозванной лицензией имеют ограничения на занятие руководящих позиций в других кредитных организациях;
- в связи с массовостью отзываемых у российских банков лицензий на относительную стабильность работы можно рассчитывать, в основном, в крупнейших банках.
Подводя итог всему сказанному о преимуществах и недостатках профессии банкира, важно понимать одно: это, прежде всего, это наемная работа. В каком бы банке Вы не работали, Вы вынуждены будете подстраиваться под его внутреннюю корпоративную культуру, работать в четко определенных внутренними положениями и законодательными актами рамках, быть готовым к внеурочной работе, в том числе в вечерние часы и выходные дни. Однако все это может компенсироваться достаточно высокой заработной платой.
Источник: SotniBankov.ru