ЦБ защитит клиентов МФО
Банк России разработал нормативный документ, который призван защитить права и интересы клиентов микрофинансовых организаций (МФО).
Данный документ ЦБ (указание) устанавливает требование к саморегулируемым организациям (СРО) в сфере финансовых рынков разработать базовые стандарты деятельности для входящих в них МФО. Напомним, что до 6 сентября текущего года все МФО должны были в обязательном порядке стать членами СРО. На СРО, в свою очередь, возлагается ответственность по первичному контролю МФО, а также разработка для них базовых стандартов деятельности.
Документ ЦБ содержит требования к такому базовому стандарту, касающиеся защиты прав и интересов физических и юридических лиц – клиентов МФО. В частности, ЦБ выдвигает следующие требования:
- обязанность МФО предоставлять клиенту информацию (помимо информации о наименовании МФО и товарном знаке) о номере записи о МФО в госреестре, о членстве МФО в СРО и действующих стандартах по защите прав клиентов;
- требования для МФО по информированию клиентов об оказываемых МФО услугах за дополнительную плату, о рисках клиента и его возможных потерях, связанных с предоставляемой ему услугой (привлечение от клиента денежных средств или выдача ему займа);
- необходимость уведомлять клиента о том, куда в случае необходимости он может направить жалобу или обращение и каким образом защитить свои права, в том числе в рамках внесудебного или досудебного урегулирования;
- обязанность МФО своевременно информировать клиента о возникновении у него просрочки по займу, а также о последствиях невозврата займа;
- установление порядка взаимодействия МФО с клиентом в случае допущения им просрочки по займу;
- необходимость оценки МФО платежеспособности клиента, а также определение, сколько договоров с МФО клиент может заключить для сохранения достаточности его платежеспособности и пр.
При этом ЦБ указывает, что данная информация должна предоставляться всем клиентам МФО на безвозмездной основе и без каких-либо ограничений. Также ЦБ указывает на то, что в базовом стандарте СРО должны содержаться положения, регламентирующие рекламу предоставляемых МФО услуг, порядок рассмотрения жалоб и обращений клиентов и порядок контроля МФО в части соблюдения ими всех установленных стандартов.
В настоящее время проект указания ЦБ доступен для публичного обсуждения (до 8 ноября). Вступление в силу запланировано спустя 10 дней после его официального опубликования.