Кому полезна финансовая грамотность?
Повышение финансовой грамотности населения стало в последнее время актуальной темой. Которой нашлось отдельное место даже в таком серьезном документе как Основные направления ЦБ на предстоящие годы.
И действительно. Даже заядлый финансист может с удивлением обнаружить, что оплатив фитнес на год вперед по «оптовым ценам», он потратил гораздо больше, чем если бы рассчитывался по факту, за разовые занятия по цене «розничной».
С такого рода досадными недоразумениями приходилось сталкиваться, наверное, всем. Однако по-настоящему критичными они становятся в сегменте потребительского кредитования, рост которого сейчас замедлился. В связи с чем, начался заметный дрейф такого рода услуг в сторону микрофинансирования. Чреватого неопытному потребителю еще более серьезными неожиданностями.
Во всех сферах деятельности есть свои новости. Рассматриваемая нами тема – не исключение. Так, буквально на днях пришлось столкнуться со следующей, как сказали бы аудиторы, «схемой». Из сферы платежных инноваций.
Итак, вашу жену приглашают в косметический салон. Где обслуживают качественно и бесплатно. Что не понравится женщине не может. Дальше ей предлагают абонемент на еженедельное обслуживание. По вполне привлекательной цене – всего несколько тысяч в месяц.
Дальше – интересно. Предоплаты не нужно. Но требуется заключить многостраничный договор. Если отнестись к его подписанию как к простой формальности, то можно получить косметических услуг на десятки тысяч рублей и на пару лет вперед. Оплата за эти услуги поступит из одного из известных российских банков. Если услуги косметолога клиенту разонравятся и он начнет пропускать сеансы, то деньги с него спишут все равно. Попутно, в ходе разговора ненавязчиво предложат сообщить свой домашний телефон. Видимо – с прицелом на коллекторов.
Сомнительным элементом данной схемы является то, что нет такой силы, которая позволила бы вам вынести из салона услуг неподписанный бланк договора. С тем, чтобы изучить его в спокойной обстановке. Хотя практика подписания документов строго «на месте» распространена в наши настолько широко, насколько это только возможно. В частности, если кто-то захочет кинуть камень в тех, кто так делает – то это точно будут не банки.
В остальном же, схема вполне находится в действующем правовом поле. То есть, заплатить, в итоге, придется. Альтернативный вариант описан в интернете. Так, некая клиентка данного салона всеми доступными ей способами попыталась расторгнуть, - наконец-то, - прочитанный ею дома договор (расторгнуть - не получилось), обратилась на компанию в суд (выиграла), компания подала апелляционную жалобу (рассмотрение - в процессе). Продолжение следует.
Таким образом, есть куда расти в плане своей грамотности не только потребителю, но и мегарегулятору вместе с прокуратурой. Расти - с тем, чтобы подобного рода попытки потребительского кредитования можно было обоснованно оспорить. Так, чтобы не оказаться «в процессе» такого рода тяжб на год-другой.
Обобщая, можно добавить, что наши граждане приучены подписывать ворохи набранных мелким шрифтом сложных юридических документов по малейшим поводам. Притом, что даже на простое их прочтение следовало бы отвести полный рабочий день. Что, в общем-то, и является главной предпосылкой для реализации затей, подобных описанной.
Таким образом, идею повысить финансовую грамотность масс можно изложить сколь угодно гладко и убедительно. Скажем даже так – благостно. Вот только жалко, что эта самая грамотность населения часто прирастает в плоскости несколько перпендикулярной тому, что происходит в жизни. А действительно полезной она оказывается для тех, кто находит новые способы заполучить деньги потребителя так, чтобы не нарушить закон.
Обсуждения