Банки о ГИС ЖКХ: «Зачем нам это нужно?»

1 Ноября 2016
Банки о ГИС ЖКХ: «Зачем нам это нужно?»

В рамках исполнения майского указа президента В. Путина в сфере ЖКХ от 2012 года на всей территории России 1 июля введена в промышленную эксплуатацию Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Её разработчики, представители банков и ресурсоснабжающих организаций собрались 28 октября в одном из московских отелей, где обсудили вопросы интеграции и законодательного регулирования ГИС ЖКХ.

На риторический вопрос заголовка, поставленный банковской аудиторией на конференции, можно ответить тезисом представителя ВТБ24 Андрея Булгакова о том, что данная система даёт шанс отказаться от прямых договоров с поставщиками услуг. Гражданам она предоставляет возможность оплачивать счета за ЖКУ без комиссии, передавать показания приборов учёта, проводить собрания жильцов в электронной форме, направлять жалобы и обращения в органы власти, в УО и РСО, контролировать работы и услуги по дому, заключать договоры управления и ресурсоснабжения. К услугам пользователей сайта ГИС ЖКХ также предоставлены форум для обсуждения актуальных вопросов, нормативные правовые акты в сфере ЖКХ и рейтинг управляющих организаций. Все данные в ГИС ЖКХ передаются через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Банки в целом индифферентно относятся к государственной новации и не рассматривают её в качестве серьёзного источника дохода. Уже сейчас крупные банки стремятся к нулевой комиссии за оплату счетов ГИС ЖКХ для потребителей других продуктов, то есть для своих постоянных клиентов. Такое желание, в частности, озвучила представитель департамента розничного бизнеса ВТБ24 Мария Саенко. Тем временем, среди поставщиков услуг наблюдается критическое восприятие ГИС ЖКХ. Наталья Невмержицкая является председателем правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК). Там сомневаются в целесообразности новой системы, которая в нынешнем виде, к тому же, изобилует белыми пятнами. «Мы считаем, что ГИС ЖКХ – это, в каком-то смысле, запоздалое решение, потому что на самом деле рынок ушёл дальше. [] Большая часть наших потребителей, если у них есть набор важных платёжек, производят оплату сразу всего необходимого. Наши собственные компании идут по тому же самому пути, потому что те [потребители], кто имеет свои личные кабинеты, они, наоборот, добавляют туда прочие платежи по всем коммунальным услугам. [] Рынок идёт навстречу потребителю со всех сторон», – рассказала Невмержицкая.

Как ресурсников, так и банки беспокоит некорректная и несвоевременная передача информации из-за неполадок системы, ответственность за подобные инциденты и их экономические последствия для самих организаций. «Наша информация может быть гораздо более важной, чем информация в ГИС. Ответственность за правильное формирование и начисление задолженности за нами. [] Сейчас заранее отказываться от своих биллинговых систем и переходить полностью на ГИС ЖКХ не готов из наших поставщиков никто», – резюмировала Невмержицкая.

Оптимистично смотрит на правительственную разработку, пожалуй, только генеральный партнёр конференции компания-поставщик банковского ПО «iDSystems», перед которой открывается новый рынок. Её решения позволяют банкам интегрироваться в систему СМЭВ, но это, в свою очередь, ведёт к необходимости дорабатывать ДБО. Генеральный директор iDSystems Андрей Федорец сравнил ГИС ЖКХ с «Платоном» в области ЖКХ и выразил уверенность, что она станет драйвером для изменения платёжного ландшафта.

Со всех сторон систему справедливо упрекают в недостаточной экспертной проработке. У банков много вопросов о заполнении полей в платёжках и работе с агрегаторами, об отчётности и ответственности. Ответов на эти и другие вопросы ещё нет ни у Банка России, ни у разработчиков ГИС ЖКХ, однако система работает и развивается. Что ж, как говорится, на ошибках учатся. Бывший первый заместитель председателя ЦБ, а ныне управляющий директор блока технологий Сбербанка Владислав Конторович поделился любопытной историей о том, как дважды не смог оплатить одну квитанцию в родном Сбербанке. Вице-президент ВТБ Карл Сумманен два раза пытался оплатить один и тот же штраф, но деньги так и не дошли до адресата. Обезопасить транзакции и заодно решить проблему заполнения полей, по мнению Сумманена, поможет введение электронных счетов на оплату. По сути, он предлагает позаимствовать у иностранных коллег электронные инвойсы, когда ГИС ЖКХ выставляла бы потребителю счёт на оплату прямо в его личном банковском кабинете онлайн, и ему оставалось бы всего лишь нажать кнопку «оплатить». Принимая во внимание инсайдерскую осведомлённость г-на Сумманена, с высокой вероятностью так и произойдёт.

Директор департамента реализации законодательных инициатив Минкомсвязи России Василий Горбунов сообщил о переносе срока административной ответственности за непредоставление информации в систему ГИС ЖКХ с 1 января 2017 года на 1 июля 2018 года. Решение об этом было принято на совещании у Дмитрия Козака (зампредседателя Правительства РФ) с участием представителей Центробанка, Минкомсвязи и крупнейших кредитных учреждений. Не все управляющие компании и ресурсоснабжающие организации успели разобраться в новой системе, не говоря уже о банках, для которых ЦБ готовит разъяснительное письмо, касающееся технических аспектов проведения платежей и передачи информации о них в ГИС ЖКХ. Несмотря на ряд противоречивых моментов, банки не освобождаются от обязанности с 1 января 2017 года передавать в ГИС ЖКХ информацию о платежах в течение 2 часов. На совещании также было решено перенести срок, когда у потребителя появится право не оплачивать ЖКУ при отсутствии платёжки в ГИС ЖКХ. Он будет сдвинут на целый год с 1 января 2017 на 1 января 2018. Более того, Конторович не исключил дальнейшего переноса упомянутых сроков по мере возникновения сложностей с интеграцией системы и обнаружением слабых мест в регулировании.

Повсеместное внедрение ГИС ЖКХ приведёт к изменению структуры платежей, что означает уменьшение нагрузки на операционистов, оптимизацию расходов и, возможно, сокращение персонала. Очевидно, что банки ждёт увеличение роли дистанционного обслуживания, а клиентов – повышение безопасности при совершении коммунальных платежей. Ожидается также уменьшение доли Сбербанка на рынке платежей. Другими словами, у всех участников рынка появляются равные возможности.

Автор: Михаил Бузин

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~1oXCE
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top