Презентация проекта Сбербанка и Mastercard «Особенный банк»

27 Июля 2016

В России 12,5 миллионов людей с инвалидностью, и в последнее время государство всё активнее стремится создать для них доступную среду. Реализовать эту благородную цель без участия бизнеса невозможно, и банки видят здесь для себя не только социальную миссию, но и новый канал дохода, новую философию. Так, недавно стартовавший проект Сбербанка «Особенный банк» может стать настоящей «культурной революцией».

Крупнейший российский банк и компания Mastercard захотели воспроизвести в России социально ответственный подход к банковскому обслуживанию, который давно бытует в развитых странах, и во вторник 26 июля презентовали свои планы и идеи на суд экспертов. Сейчас проект находится на стадии разработки, поэтому прокомментировать его попросили людей, имеющих инвалидность.

Управляющий директор Сбербанка, отвечающий за социальный бизнес, Владислав Крейнин начал со статистики. Социальные выплаты в России получают 32 миллиона человек, а из 12,5 миллионов россиян с инвалидностью у 85% нет выхода в интернет, у 88% единственным источником дохода являются социальные выплаты. Всё это означает, что у подавляющего большинства людей с ограниченными возможностями нет альтернативы физическому посещению банка. Что же Сбербанк предлагает им сегодня? Только 37% его отделений частично адаптированы для обслуживания людей с особыми потребностями, зато 16856 банкоматов располагаются на низкой высоте от пола для удобства колясочников, 9808 банкоматов снабжены азбукой Брайля (рельефные символы), а 3200 банкоматов – аудиовыходом. Слабовидящие могут оформить в банке операцию с использованием факсимиле.

Но это совсем не тот масштаб доступной среды. Как заметили участники презентации, в нашей стране это понятие зачастую сводится только к наличию пандуса. «Особенный банк» может сподвигнуть на позитивные изменения не только другие банки, но и самые различные организации. В Сбербанке надеются, что будущие новшества сформируют модель того, как могут меняться общество и жизнь клиентов. Официально концепция сформулирована так: «Особенный банк» — это экосистема продуктов и сервисов для клиентов банка с инвалидностью, построенная с чутким вниманием к их жизненным сценариям и потребностям.

Инициаторы изменений всё время подчёркивали, что хотят делать проект вместе с клиентами и экспертами, которые глубоко понимают трудности, с которыми приходится сталкиваться клиентам с инвалидностью. При этом с некоторыми нововведениями уже определились. Так, решено ввести услугу по обслуживанию клиентов на дому, при этом упоминался успешный опыт Пенсионного фонда в данной сфере. Это в первую очередь необходимо людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также пожилым людям, которые проживают в многоквартирных домах без лифта. Для клиентов с нарушением слуха Сбербанк собирается ввести обслуживание по доверенности через колл-центр.

Важнейшим направлением разработок являются цифровые сервисы и банковские приложения. В настоящее время в Сбербанке тестируют технологию Бикон (от англ. beacon – маячок). Её суть заключается в том, что клиенту с особыми потребностями выдаётся специальное устройство, и когда он приближается к отделению банка, менеджер получает сигнал и может лучше подготовиться к визиту особого клиента. Другим пилотным проектом станет использование в отделениях электронного сурдопереводчика — программного обеспечения для перевода звучащей речи на язык жестов. Тестовые запуски начнутся уже в сентябре. Как и во всех глобальных компаниях, все продукты Сбербанка, и в частности «Особенный банк», проходят следующие стадии:

  • исследование потребностей (текущий этап);
  • проектирование (когда есть платформа для принятия решений);
  • тестирование;
  • внедрение (III квартал 2016 года);
  • оценка эффективности (длится постоянно, никогда не прекращаясь).

Вице-президент Mastercard в России Галина Ганеева заявила, что технологии призваны менять жизнь людей, а возможности и способности человека безграничны. В частности, она сказала следующее: «Расширение доступа к финансовым услугам и распространение финансовых знаний — приоритетные направления работы Masterсard во всем мире и в России». Инициатива «Особенного банка» требует большой исследовательской работы, она предоставит решения и продукты, которых еще не было и которые позволят всем гражданам получать современные банковские услуги одинаково просто и удобно.

Основой для дальнейших исследований и новых продуктов станут уже существующие технологии, такие как возможность помочь близкому человеку и перевести ему деньги на карту, дистанционно оплатить за него покупку в магазине, а также возможность использовать банковские карты со специальным дизайном.

Пока всё впереди и работа предстоит поистине колоссальная, но чтобы проект сразу стал успешным, ему постоянно необходимы подсказки тех, кому он адресован. Эксперт по Accessibility компании Яндекс Владислав Любимов, который одновременно является человеком с особыми потребностями, рассказал, что в 90% случаев таким людям как он, даже несмотря на превосходную кредитоспособность, отказывают в кредитах. Сам он также обращался за кредитом много раз, но всегда получал отказ. Такое парадоксальное поведение того же Сбербанка Владислав Крейнин объяснить не смог, однако чуть позже, ещё во время проведения презентации, Владиславу Любимову пришло SMS-сообщение от одного из банков, который всё же изъявил желание выдать ему кредит. Но это исключение, практика говорит об обратном. Так, координатор мероприятия Анастасия Виноградова из НБФ «Мир искусства» тоже столкнулась с многочисленными необоснованными отказами в ипотеке и иных кредитах. Данная тактика российских банков вызывает искреннее недоумение, ведь отказывая таким образом идеальным клиентам, банки, по сути, отказываются от дохода.

Анастасия Виноградова подняла и ещё одну актуальную проблему – невозможность снять деньги с карточки Сбербанка, открытой в другом городе. Для людей с особыми потребностями это влечёт вдвойне больше неудобств, чем для других. Как оказалось, у Сбербанка существуют несколько разных территориальных банков, в каждом из которых своя IT-система. Все согласны, что это неудобно, но простого решения этого вопроса пока нет. Специальное внимание Анастасия обратила на то, что домашнее обслуживание – это большая резервация, которая дезинтегрирует инвалидов. «Я считаю это неправильным решением», - резюмировала она.

И встретила единодушное понимание и поддержку у всех присутствующих, которые, в свою очередь, предложили переименовать проект. «Доступный банк», «Банк безграничных возможностей», «Банк для всех», но не «Особенный банк». Директор РООИ «Перспектива» Денис Роза обратилась к термину «инклюзивный». Инвалиды и так чувствуют себя отрезанными от общества, меньше или совсем не участвуют в досуговых, спортивных, культурных мероприятиях, им сложно найти работу. А за свои деньги они просто обязаны иметь равный доступ к банковским продуктам, как и все остальные. Можно назвать это «инклюзивным банкингом» и, учитывая, что люди с ограниченными возможностями сейчас видят в обществе больше понимания, чем раньше, хочется надеяться на реализацию именно такой модели в этом масштабном проекте.

Среди практических аспектов реализации «Особенного банка» важное место занимает финансовый. Технологические решения для людей со специальными потребностями стоят немалых денег, при этом большинство из них пока импортные. Но тут есть и приятные новости. Например, принтер Брайля (принтер для распечатки рельефного текста) за рубежом стоит порядка 300 тыс. руб., но совсем скоро его начнут производить и в России, а цена его составит 100 тыс. руб.

Ну и, конечно же, кадры решают всё. Сотрудникам нужно будет пройти специальное обучение, чтобы понимать, с кем они имеют дело. «Эмпатия - это основа Сбербанка. Всё для клиента», – подытожил Владислав Крейнин.

Здорово осознавать, что, несмотря на все внешние экономические и социальные потрясения, невидимая рука рынка делает своё дело и вовлекает в экономическую активность всё больше самых разных людей при поддержке таких гигантов российского бизнеса как Сбербанк. Можно почти уверенно сказать, что конечный продукт будет отличаться высоким качеством, но пользоваться им, так или иначе, придётся в повседневных российских условиях. Все ли смогут спуститься и подняться на пятый этаж без лифта, чтобы попасть в отделение банка? Смогут ли люди с нарушениями зрения дойти до отделения банка через светофоры без звуковых сигналов и по тротуарам, не оборудованным тактильной плиткой? Это риторический вопрос.

Всё только начинается, поэтому хотелось бы поставить здесь запятую и в очередной раз процитировать Владислава Крейнина. «Обидно, что не будет быстро, тектонические сдвиги не бывают быстрыми, а мы делаем именно это».

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~jIuCk
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top