Особенная бизнес-модель успешного шведского банка
Повсеместно банки действуют в одинаковом ключе – стараются сократить число отделений, развивают online banking и централизуют определённые функции. Всё это позволяет экономить и оставаться конкурентоспособными. Однако в Швеции есть банк, который движется в обратном направлении. Handelsbanken имеет самую широкую сеть отделений и один из самых высоких кредитных рейтингов в Европе, что даёт ему доступ к дешёвым деньгам. На днях был уволен его исполнительный директор Франк Ванг-Йенсен (Frank Vang-Jensen), при котором банк столкнулся с необходимостью ликвидации 60 отделений. Ванг-Йенсен развивал corporate banking и wealth management, а также повысил тарифы на консультационные услуги.
Новым главой стал Андерс Бувин (Anders Bouvin), который подчеркнул важность живого общения с клиентами. По его словам, филиал – это и есть сам банк, и нет нужды менять эту модель, скорее наоборот. Он планирует дать филиалам больше полномочий. Пайер Боман (Paer Boman), который занимал должность исполнительного директора Handelsbanken до Ванг-Йенсена, назвал его назначение в марте прошлого года кадровой ошибкой, поскольку неспособность Ванг-Йенсена делегировать филиалам полномочия оказалась для него фатальной.
Суть бизнес-модели Handelsbanken состоит в децентрализации деятельности и развитии филиальной сети. Там считают такую стратегию более привлекательной для потребителей, чем захватывающие рынок online и цифровые сервисы. В стране безналичных расчётов Handelsbanken остаётся бастионом наличности и банком с самым высоким кредитом доверия (с отрывом почти в два раза от ближайшего конкурента).
Единовременная компенсация Ванг-Йенсена при увольнении составит 19 млн крон ($2,3 млн). Аналитик из компании Jefferies International Кристин Дальберг (Kristin Dahlberg) подметила, что его стремление централизовать многие функции и создать вертикаль было не по нраву некоторым членам совета директоров и руководителям филиалов. Дальберг также отметила, что огромное количество филиалов даёт Handelsbanken преимущество, когда дело касается удовлетворения ожиданий клиентов, но развитие цифровых и финансовых технологий бросает некоторый вызов такой модели. По мнению Дальберг, лучшему шведскому банку стоит подумать над тем, как можно использовать цифровые технологии для повышения эффективности и устойчивости своего бизнеса. И всё же Handelsbanken настроен неуклонно развивать свою бизнес-модель, которая, по словам Бувина, выгодно отличается от моделей конкурентов.