Ссудный процент в исламе

В исламской доктрине запрещается ссудный процент по ряду причин, среди них — возможность обострения классовых отношений среди членов мусульманского общества, которые должны быть равны между собой. В связи с этим начали появляться механизмы, способные объединить труд и капитал без взимания процентной платы.

9 Августа 2015

В исламской доктрине запрещается ссудный процент по ряду причин, среди них — возможность обострения классовых отношений среди членов мусульманского общества, которые должны быть равны между собой. В связи с этим начали появляться механизмы, способные объединить труд и капитал без взимания процентной платы.

Ислам сохранил последовательное отношение к ссудному проценту с момента своего появления и до наших дней. Ко времени начала проповеди Пророка арабы были знакомы с ростовщической практикой, так как Мекка находилась на пересечении крупнейших торговых центров на Ближнем Востоке. В Священном Коране слово «риба», в переводе означающее «приращение», встречается 8 раз, а стихов, имеющих к ней отношение, насчитывается 12. Она категорически запрещается исламом, который разграничивает понятия о торговле и ростовщических операциях, но не даёт точного определения. Считается, что таким образом религия была призвана защитить интересы общества в социальной и экономической сферах. Процентная ссуда способна создать несправедливое распределение богатства и обострить классовую борьбу, в то время как в исламе провозглашалось равенство среди мусульман. Строжайший запрет на использование фиксированного или плавающего процента — гарантия стабильности и формирования бесклассового мусульманского мира. Также это фактор, устраняющий любую эксплуатацию труда капиталом 1.

По мнению мусульманских правоведов, ростовщичество мешает использованию человеческих ресурсов и инвестированию, так как его основной принцип — получение денег из денег. В данном случае выгоду способны извлечь только кредиторы, а должники попадают в ловушку. Кроме того, это ограничение инвестирования в необходимые отрасли, так как кредиторы стремятся вложить средства в наиболее прибыльные отрасли, а деньги должны приносить пользу обществу и способствовать его развитию. Вдобавок, ростовщичество может поставить под угрозу независимость целого государства, ведь в случае неспособности должника вовремя отдать проценты и займ, он берёт дополнительный кредит, а это положение нарушает экономическую стабильность в обществе. Государство тоже оказывается в списке должников денежной системы, и тогда финансовые институты негласно берут политическую власть в стране 2.

В Священном Коране существуют исключительно косвенные указания на один из видов ростовщичества в ту эпоху — удвоение суммы долга в обмен на отсрочку его выплаты, — такие же упоминания встречаются в хадисах. Тем не менее среди мусульманских богословов существуют споры, о какой именно «рибе» шла речь 3. Вероятно, что упоминаемый тип ростовщичества сочетал в себе два признака: условие о выплате процентов и оговорка, что в случае невозврата долга в срок сумма займа увеличится вдвое. Данная форма была известна в Средние века как риба ан-насия или долговая риба, она присутствует в договоре займа и означает любую надбавку к основной сумме долга, получаемую кредитором в качестве условия предоставления денежных средств в долг на определённый срок. Помимо этого, упомянутый вид ростовщичества мог означать надбавку к основной сумме долга, выплачиваемую в обмен на отсрочку платежа. Фактически, получение банковских кредитов с последующей выплатой по ним процентов и получение процентов по банковским вкладам относится к долговой рибе.

Вдобавок, в исламской экономике есть понятие риба аль-фадл или риба излишек, распространённая в древности и раннем Средневековье; она не всегда являлась ростовщичеством и использовалась при бартерном обмене одной партии одного и того же товара на другую, при этом более низкого качества, в неравной пропорции и неодновременно. Позже укрепилось понимание, что риба излишек — это любое несоответствие в качестве и количестве при обмене однородных товаров друг на друга. Согласно Корану, две партии одного товара могут быть разного качества, неодинакового веса и иметь разную стоимость 4.

Несмотря на запрет процента, ислам ратует за сотрудничество и объединение труда и капитала, основанные на доктрине Священного Корана. Принципы социального равенства не позволяют владельцу капитала получать фиксированный процент, независимо от прибыли предприятия. Следовательно, существует предписание, что вознаграждение владельца капитала не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Помимо этого, труд в исламской экономической доктрине ценится выше, чем сам капитал. В случае производного партнерства и привлечения работников, когда одна сторона обеспечивает труд, а другая предоставляет капитал, убытки должны покрываться за счёт капитала. Прибыль между владельцем капитала и управляющим распределяется в соответствии с долей, в случае неудачи убытки берёт на себя владелец капитала, а сторона, обеспечивающая труд, не получает ничего. Согласно Корану, здесь соблюдается полная справедливость, не нарушающая равенства, так как владелец капитала потеряет часть финансов, а работник — свой труд и потраченное время. Подобная форма сотрудничества называется «доверительным финансированием» или «мудараба».

Также существует совместная реализация проекта силами управляющего и предпринимателя, известная как «мушарака». Все участники проекта выступают в роли партнёров по бизнесу, прибыль и убытки делятся в зависимости от доли капиталовложений партнёров на основе договорных обязательств. Ещё один вид сделок — финансирование коммерческих операций или «мурабаха»; прибыль, получаемая за торговое предприятие, оговаривается заранее в договоре и является прибылью финансирующей стороны, которая принимает на себя все риски. Аналогом лизинговой операции в исламской экономике является «иджар», но главное отличие данного механизма — консенсуальность и вступление в силу с момента подписания.

В целом, благодаря запрету ссудного процента в исламской экономике были выработаны схемы, не нарушающие нормы шариаты и направленные на правильное функционирование государства. Их главной целью являлось создание общества равных между собой мусульман и стабильного общества без эксплуатации труда капиталом. А проблема процентной ссуды заключается в том, что она формирует классы, создаёт несправедливое распределение богатства, и, соответственно, становиться причиной острой классовой борьбы, способной подорвать государственную систему.


1 Расулов Я. Три этюда в исламской экономике. // URL: http://www.imperativ.net/imp11/islam-bank.html. Дата обращения: 10.08.2015.
2 О запрещённом в исламе. // URL: http://madrasah2.ru/chitalnyiy-zal/o-zapreshhennom-v-islame. Дата обращения: 10.08.2015.
3 История мусульманской экономики. Ч. II. // URL: http://islam.ru/content/economica/istoriya_islamskoi_ekonomiki. Дата обращения: 07.08.2015.
4 Беккин Р. И. исламская экономическая модель и современность. – М.: Издательский дом Марджани, 2009.

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~75XBM
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top