Потребительские кредиты

Развитие потребительского кредитования в России проходило крайне неоднозначно, ведь на данный процесс влияли экономические кризисы и межбанковская конкуренция. Сегодня ещё сложно говорить о прочной системе, поскольку она подвержена любым колебаниям, что влияет на процентные ставки и ужесточение условий для потребителей.

16 Августа 2015
Потребительские кредиты

Развитие потребительского кредитования в России проходило крайне неоднозначно, ведь на данный процесс влияли экономические кризисы и межбанковская конкуренция. Сегодня ещё сложно говорить о прочной системе, поскольку она подвержена любым колебаниям, что влияет на процентные ставки и ужесточение условий для потребителей.

Современные исследователи придерживаются двух точек зрения относительно понятия кредита: с одной стороны, это определенный вид общественных отношений по поводу предоставления ссуды, с другой, — процесс движения ссудного фонда или капитала. В свою очередь, потребительское кредитование является совокупностью правовых и экономических отношений, они складываются на базе объективного движения ссуженной потребительской стоимости, а первичным источником возврата служат доходы населения. Его становление в России началось в конце 1990-х гг., после преодоления кризиса 1998 г. Процесс реструктуризации банковского сектора включал в себя меры по созданию организационных и законодательных основ кредитных организаций, а также восстановлению возможности финансовых организаций предоставлять базовые услуги в экономике.

В 2000 г. с услугой потребительского кредитования вышел на рынок банк «Русский Стандарт», дав начало первой стадии развития данному виду кредитования. Этап «первых игроков» продолжался до 2002 г. и представлял собой зарождение нового вида предложения на российском рынке. Тогда предлагалась прогрессивная схема кредитования, не требовавшая поручителей, а также введена скоринговая система оценки кредитоспособности заёмщика, это сокращало срок оформления кредита до 15 мин. Безусловно, первые кредиты оставались довольно дорогими, порой ставка доходила до 49% годовых, но их появление было вызвано большим спросом. Вскоре «Русский стандарт» заключил партнёрские соглашения с крупными магазинами бытовой техники, выдаваемые ими товарные кредиты достигли 4% от общего объёма кредитования к 2001 г. Вскоре экспресс-кредитование породило новые обязательства для торговых учреждений, поскольку они уплачивали банку дисконт от 8% от стоимости покупки.

Когда начался второй этап «бум потребительского кредитования» в 2002 г., на рынке данную услугу стали предоставлять «ОВК-банк», «Home Credit Finance» и «Дельта-кредит»; последний выпустил кредитные карты и преобразовал систему скоринга. Тогда же появилось автокредитование сроком от одного года до трёх лет. Стоит отметить, что в 2002 г. была зафиксирована максимальная процентная ставка до 70% годовых. Спровоцированный банками кредитный бум был приостановлен мерами Центрального Банка, вставшего на защиту физических лиц: он установил ставки по кредитам, ввёл необходимые правила и запрет на дополнительные комиссии. Со временем экономическая стабилизация и применение банками стратегии «агрессивных продаж» стали причинами увеличения объёма кредитов и просроченной задолженности. Отныне проводились более тщательные проверки потенциальных заёмщиков и их кредитных историй.

С момента начала «широкого внедрения новой организации потребительского кредита в связи с обострением конкурентной борьбы» в 2005 г. кредитование носило агрессивный характер. Лидерами на тот момент являлись универсальные банки, предлагавшие широкую продуктовую линейку розничных и ипотечных продуктов. В период «финансового кризиса и резкого изменения условий кредитования» повысились ставки по кредитам и ужесточились условия по отношению к заёмщикам. С 2010 г. задолженность по займам начала показывать положительную динамику, а вскоре лидерами по потребительскому кредитованию стали ХКФ-банк (27,6%), ОТП-банк (17,7%) и Альфа-банк (17,5%). С 2012 г. ОАО «Сбербанк России» начал предлагать данную услугу и довольно быстро занял лидирующие позиции на рынке.

Последующие годы вплоть до начала кризиса в 2014 г. характеризовались ростом кредитования и улучшением банковских программ, но, столкнувшись с экономическими проблемами, банки ужесточили условия при выдаче кредитов гражданам, а также повысили процентные ставки. Согласно прогнозам, «упадок» потребительского кредитования на рынке продолжиться, поскольку граждане обеспокоены экономической ситуацией в стране и не готовы к финансовым рискам. В свою очередь закредитованность населения, не способного расплатиться с долгами, и снижение доходов, отрицательно повлияли на кредитные портфели банков, что заставляет их сужать программы в последние месяцы.

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~83Tq6
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

							

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top