Падение цен на нефть открывает новые грани
На текущий момент по базовым отраслям экономики продолжают снижаться показатели. Это обусловлено санкциями, падением цен на сырьё, контрсанкциями и ранее нерешёнными структурными проблемами. По мнению исследователей НИУ ВШЭ, текущая ситуация даёт шанс для развития импортазамещения, так как спрос на иностранный товар уменьшился до 20%. Тем не менее отечественные производители пока не пользуются широкой площадкой возможностей, сегодня физический спрос снижается вместе с сокращением импорта в страну.
На мировом рынке Россия является третьим по объёму поставщиком пшеницы, так в 2014-2015 гг. экспорт достиг рекордного объёма, свыше 31 млн тонн. Стоит отметить, что за весь постсоветский период доля страны в мировой продаже зерна выросла с 4% до 14%. Согласно будущим перспективам, уже к 2020 г. показатель составит 20%. Этому также способствует увеличение спроса на зерно во всём мире, на это оказывает давление прирост населения в Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, у России появляется возможность стать одним из ведущих поставщиком зерна в мире. По мнению главного аналитика Центра развития Е. Берегатновой, развития зернового экспорта является дополнительным источником инвестиций для аграрного сектора, доходов бюджета, а также фактором для становления смежных отраслей, а именно портовой и транспортной инфраструктуры.
На настоящий момент повышение урожайности благодаря прогрессивным технологиям возделывания, географическая близость страны к рынкам с быстрорастущим населением, существенное увеличение посевных площадей и невысокие экспортные цены – конкурентные преимущества России. Тем не менее дополнительные риски появляются при высокой волатильности урожаев, что может снижать экспортный потенциал. Основная проблема – нехватка техники: в 2014 г. обеспечение зерноуборочными комбайнами достигло только 24%, а тракторами – примерно 32% от общих нормативов. Кроме того, сохраняется высокая степень износа элеваторных мощностей. Сейчас около 40% элеваторов могут обеспечить необходимое качество зерна, согласно оценкам Российского зернового союза.
По мнению экспертов НИУ ВШЭ, имеются некоторые возможности для наращивания поставок зерна, среди них развитие вертикальной интеграции, увеличения предложения отечественного зерна, повышение доходности экспорта в связи с девальвацией рубля. Помимо этого российские производители могут выйти на мировые рынки на базе Объединённой зерновой компании. Также успех возможен при развитии экспорта зерна из Сибирского федерального округа, тогда будет облегчён выход на китайский рынок, в данном случае объём экспорта зерна достигнут 1,5 млн тонн в указанный регион.
За прошедший постсоветский период Россия стала ведущим участником на мировом рынке минеральных удобрений, объём которых превышает 184 млн тонн. Однако по сравнению с зерновым экспортом здесь климат менее благоприятен. В течение 2010 г. было снижение спроса во всех сегментах, однако уже к 2015 г. рынок постепенно стабилизировался. Однако до полного восстановления ещё далеко. Тормозом для развития данного сектора стало повышение эффективности применения удобрений в ЕС и США, это привело к падению объёмов спроса. Сейчас можно надеется на постоянный рост потребления со стороны Африки, Латинской Америки и Восточной Азии.
Стоит указать, что в 2014 г. в данной отрасли объём производства превысил 19 млн тонн, порядка 70% удобрений шло на экспорт. Основными рынками сбыта оказались такие страны как Бразилия, Китай и США. Более того, смешанные и калийные удобрения необходимы сегодня для Юго-Восточной Азии и Индии. Турция и Украина продолжают потреблять азотные удобрения. Тем не менее в России внутренний спрос на произведённую продукцию остаётся невысоким, что напрямую зависит от аграрной отрасли в стране. По мнению аналитика Центра развития А. Волковой, на внутреннем рынке сгладить негативные тенденции удалось благодаря договорённости производителей и правительства о фиксации отпускных цен перед посевными. Несмотря на отмеченный факт, отечественный рынок не способен покрыть половины производственных мощностей даже в случае реализации всех мер по развитию сельского хозяйства.
Помимо этого, особым индикатором национальной экономики стал автомобильный рынок, также он отражает состояние потребительского сегмента. Как отметил ведущий аналитик Центра развития А. Бутов, в стране современный легковой автопром формировался только к 2005 г. Это произошло после того, как было принято решение о развитии указанной отрасли по средствам открытия сборочных производств ведущих иностранных производителей. В 2014 г. машины выпускались 29 предприятиями, их суммарная мощность достигала около трёх миллионов машин в год. Сегодня основные меры направлены на снижение затрат, которые несут потребители при приобретении продукта.
Кроме того, необходимо сократить издержки на обслуживание и владение машиной. В 2012 г. автомобильный рынок после непродолжительного роста стал замедляться, в 2014 г. обозначился спад. По мнению А. Бутова, вернуть рынок к прежнему состоянию станет возможно после повышения покупательской способности граждан.
Так или иначе, в связи с внешними факторами появилась возможность для нового развития отечественного рынка вне конкуренции, падение цен на сырьё может способствовать дифференциации отечественного рынка и повышения доходов от не нефтяного сектора экономики.
Обсуждения