Банк России намерен изменить порядок регулирования ИСЖ
Банк России в целях пресечения недобросовестных практик намерен усовершенствовать регулирование инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Соответствующие меры, предлагаемые регулятором, изложены в концепции по совершенствованию регулирования инвестиционного страхования жизни, опубликованной на официальном сайте.
Как отмечает ЦБ РФ, инвестиционное страхование жизни является одним из самых быстрорастущих в течение последних 3 лет сегментов страхового рынка. Причем по данным регулятора, большая часть таких договоров (более 90%) заключается не со страховыми компаниями напрямую, а при посредничестве кредитных организаций, являющихся агентами страховых компаний.
При этом одновременно с увеличением доли ИСЖ в сегменте страхования жизни отмечается и рост числа жалоб, поступающих в Банк России от потребителей данного продукта. Наибольшее недовольство граждан, как выяснил регулятор, вызывает качество предоставления услуг ИСЖ, обусловленное недостаточной информированностью потребителей об особенностях данного продукта. Регулятор указывает на намеренное введение в заблуждение потребителей посредниками страховых организаций, в том числе из-за высоких комиссий (от 8% до 13%), получаемых ими от реализации продуктов ИСЖ.
В результате этого, как отмечают в Банке России, у потребителей формируются ложные представления и ожидания в отношении приобретаемой финансовой услуги.
Среди наиболее часто отмечаемых причин для недовольства у потребителей ЦБ РФ называет введение их в заблуждение банками-агентами (страховщиками) относительно уровня доходности по договорам ИСЖ, возможности полного досрочного возврата денежных средств, уплаченных страхователем в качестве страховой премии, а также гарантии возврата денежных средств в случае отзыва у страховщика лицензии.
В качестве мер, позволяющих пресечь недобросовестные продажи и повысить удовлетворенность потребителей качеством услуг ИСЖ, Банк России предлагает следующие:
- установление требований для страховых организаций и их посредников к обязательному раскрытию информации об особенностях заключения договоров ИСЖ и связанных с ними рисках;
- разработка рекомендаций по взаимодействию с потребителями услуг ИСЖ и агентами, участвующими в реализации данной услуги;
- проведение мероприятий по повышению информированности потребителей относительно ИСЖ;
- проведение контрольного мероприятия с целью проверки соблюдения страховыми организациями (а позже и кредитными организациями) установленных требований.
В качестве дополнительных мер регулятор называет возможность публичного раскрытия информации о выявленных фактах недобросовестных продаж страховых услуг, а также введение запрета на продажу отдельных финансовых инструментов, включая услуги ИСЖ, агентами финансовых организаций.