Станет ли ЭДО новым бизнесом для банков?

Российский рынок электронного документооборота (ЭДО) сегментирован по типам документов. Так, финансовыми сообщениями пользуются и обмениваются кредитные организации, платежные системы и их клиенты. Но вот бухгалтерской и прочей товаросопроводительной документацией в электронном виде занимаются уже специализированные операторы и провайдеры. Есть отдельные примеры банков, которые начали работать в обоих сегментах. Станет ли ЭДО одним из возможных направлений развития для всего банковского сектора?
9 Декабря 2015

Банковские конференции уходящего года проходят примерно по одной и той же схеме. Сначала спикеры обстоятельно перечисляют причины, по которым жить многим отечественным кредитным организациям стало нехорошо. Слово кризис поначалу там произносить избегают, но ближе к завершению заседания это, наконец, происходит. И уже в самом его конце, кто-нибудь из зала не выдерживает. И задает сакраментальный вопрос – что делать?

Общим знаменателем служит ответ – в нынешней ситуации банкам стоит заняться чем-то вроде финтеха. Ответ этот универсален, красив и логичен. Он внушает оптимизм и зовет в будущее. Служит, таким образом, в терапевтическо-успокоительных целях. Однако успешных банков, которые, “задрав штаны бегут за комсомолом”, - на полном серьезе соревнуясь с многочисленными fintech-стартапами по части высокотехнологичных придумок, - что-то как-то пока не наблюдается.

Высокотехнологичные клиентские сервисы способны украсить продающую витрину любого банка. Особенно такого, у которого дела идут и так неплохо. Но вот как способ разрешения возникших у банка проблем подобные способы подойдут вряд ли.

Раз так, то вопрос о диверсификации банковского бизнеса остается открытым. Поскольку вариантов ответа на вопрос о том, на чем банк еще может заработать денег, - много. Но вот что делать конкретно и прямо сейчас – все равно многим непонятно.

Если посмотреть на ситуацию отвлеченным взглядом, то банки и прорывные инновации сочетаются на практике редко. На коллег, вставших на данный путь, остальные смотрят с интересом: чем весь этот хайтек-экстрим закончится? Можно сказать, что банковскому сектору в целом присущи не игры в стартапы, а, скорее, здоровый консерватизм, опора на кем-то уже проверенное.

В данном контексте, любопытно посмотреть на такую сферу околобанковской деятельности как электронный документооборот (ЭДО). Существующую давно и удовлетворительно проработанную как технологически, так и юридически. Примеров, когда банки углубились в управление цепочками поставок у нас в стране, пожалуй, пока нет. Зато есть пример Сбербанка, который первым среди кредитных организаций начал активно и массово продвигать электронные счета-фактуры для своих клиентов.

Тему с ЭДО, понимаемым как одно из возможных занятий для банков с платежными системами, обсудили в рамках дискуссии на III Национальном платежном форуме в конце ноября.

Похоже, у основной массы банков пока нет серьезного интереса выступать в качестве узла связи по передаче электронных сообщений. Поскольку не понятно как привлечь и, самое главное, как удержать корпоративных заказчиков данной услуги. Чтобы не оказаться в один прекрасный день выкинутым из процесса электронного обмена.

Татьяна Якунина: Чтобы говорить про ЭДО, банк и корпорация должны работать рука об руку

Источник: III Национальный платежный форум

Первый вице-президент «Газпромбанк» Татьяна Якунина по поводу ЭДО привела в пример случай ГК «ЭнТерра» - корпорации со множеством территориально-распределенных дочерних предприятий и с тесным сотрудничеством с Газпромом: “Что-то подобное для этого клиента, - для его внутренних нужд, - мы как банк делаем, какие-то внутренние сети строим. Тем более, что там (рядом с клиентом) находятся филиалы нашего банка. И там же находятся дочерние подразделения Газпрома. Условием для этого является то, что банк работает с корпорацией рука об руку”.

Международный лидер по части финансовых расчетов SWIFT пока подает пример сдержанности по части нефинансового ЭДО всем остальным. “Со стороны корпораций есть спрос на все, что касается форекс. Аналогичного спроса по поводу, например, логистики – нет”, - рассказал старший бизнес-менеджер SWIFT Эли Ласкер. Для того, чтобы менеджеры SWIFT всерьез заинтересовались передачей “логистических” и прочих подобных сообщений, спрос на них, для начала, должны продемонстрировать хотя бы 10-20 тыс. корпоративных клиентов, - уточнил Эми Ласкер.

Олег Перестенко: Понятно, что на ЭДО есть некий спрос

Источник: III Национальный платежный форум

“У нас есть проект системы передачи финансовых сообщений. Вы знаете, что в закон о ЦБ внесены изменения, по которым мы можем оказывать услуги в рамках этого сервиса, причем не только банкам, - рассказал зам. директора департамента БР Олег Перестенко. - И мы готовимся к тому, чтобы предложить услуги в т. ч. и крупным компаниям, корпорациями. При этом нам не хотелось бы отнять у кредитных организаций тот бизнес, о котором говорилось (Татьяной Якуниной). Поэтому вопрос тонкий. С одной стоны понятно, что на ЭДО есть некий спрос. Который не в полной мере покрывается. С другой, надо понять, где место ЦБ во всей этой истории. Готовность продвигать эту услугу мы обозначили,” – подчеркнул спикер.

«На сайте ЦБ соответствующую информация по сервису СПФС мы доведем в следующем году, будем этот сервис предлагать. Но не рассматривал бы его как базовый, основной. Мы еще в поиске места и роли данного сервиса среди того набора возможностей, который существует в рамках нашей системы Банк-клиент, в рамках использования возможностей SWIFT и т.д.» – резюмировал Олег Перестенко.

СПФС - сервис по передаче финансовых сообщений - был запущен БР примерно год назад. После того как Европарламент задумался над вопросом об отключении РФ от системы SWIFT. Сервис, задуманный в качестве своего рода резервного канала, передает сообщения внутри России в формате данной международной системы. Сейчас им могут пользоваться банки, заключившие договор с БР. Можно предположить, что в 2016 г. сервис станет практически интересен и другим юридическим лицам, помимо банков.

На сайте ЦБ по поводу СПФС сказано в том числе и то, что через систему возможна передача сообщений в собственных форматах пользователей. Понятно, что пока сервисом пользуются исключительно кредитные организации для своих собственных, внутренних нужд, других интересов и сообщений, помимо чисто финансовых, у них не появится. SWIFT также пока не демонстрирует нам особо горячего желания расширять сферу деятельности по передаче сообщений, идя навстречу интересам отдельных корпоративных заказчиков. Следовательно, наибольший интерес для нас представляет позиция БР по данному вопросу.

Не исключено, что с обсуждаемым сегодня подключением к СПФС “небанковских” юридических лиц, ведущих “обычную” хозяйственную деятельность, встанут вопросы о том, что еще можно передавать через эту систему. Чисто экономический смысл зеркального повторения через СПФС того, что уже и так делает SWIFT, неочевиден. Вполне может быть, что уже в следующем году для системы СПФС попробуют найти и другие полезные применения.

Таким образом, можно предположить, что судьба ЭДО как нового банковского занятия решится в стенах ЦБ. Если Банк России решится развивать это направление более-менее серьезно, то появится инфраструктура, опираясь на которую кредитные организации и их клиенты смогут шире использовать ЭДО как дополнительный банковский сервис.


Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~UIMDK
Для возможности комментирования, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Возможно, вам будет интересно

Популярное

                                                        

Вы не можете оставить голос за данный комментарий, так как уже голосовали за него!

Размещение статьи
Никнейм*:
Отрасль:
Должность:
E-mail*:
Номер телефона:
Сообщение порталу:
Текст статьи:
Файлы:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Заявка на размещение статьи
Тема статьи*:
Электронная почта*:
Защита от автоматического заполнения
Введите символы с картинки *
Чтобы пользоваться сервисом отправки статей, Вам необходимо
зарегистрироваться

или
оставить заявку на размещение статьи
Чтобы оценить банк, Вам необходимо
авторизоваться

или
зарегистрироваться
Top